Судебный акт
О назначении досрочной пенсии
Документ от 30.08.2022, опубликован на сайте 20.09.2022 под номером 101665, 2-я гражданская, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0021-01-2022-000274-24                                                                                                                                                                                                                                     

Судья Горбачева Т.Ю.                                                                        Дело № 33-3347/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   30 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1-190/2022 по апелляционной жалобе Шайхатаровой Ильгизы Загитовны  на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования Шайхатаровой Ильгизы Загитовны  к ГУ ОПФ РФ по Ульяновской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по стрости, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Шайхатаровой И.З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шайхатарова И.З. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Требования мотивировала тем, что она 09.11.2021 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ - ОПФ РФ по Ульяновской области от 09.03.2022 ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа (25 лет). При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитан  период её работы с 03.02.2014 по 08.11.2021 – в качестве социального педагога и учителя в *** С данным решением она не согласна. Полагает, что указанный период подлежит включению в ее стаж.

Просит включить в специальный стаж период работы с 03.02.2014 по 08.11.2021 в должности социального педагога и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения, то есть с 09.11.2021.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение. 

В апелляционной жалобе Шайхатарова И.З. просит отменить решение суда.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что у суда имелись основания для удовлетворения исковых требований, поскольку её работа в должности социального педагога в специально-коррекционных классах и проведение ею коррекционно-развивающих занятий, направленных на индивидуальную и групповую реабилитацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья свидетельствуют об особом характере деятельности, дающим право на включение спорного периода в стаж работы для досрочного пенсионного обеспечения по старости. Полагает, что выполняемые ею функции, условия и характер работы тождественны той работе (должности), которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп.1 и 1.5 Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.

В возражениях на апелляционную жалобы ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и  установлено судом первой инстанции,  Шайхатарова И.З., 08.09.1973 года рождения – 09.11.2021  обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) на основании п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области № 276675\2021 от 10 февраля 2022 года с учетом решения от 9 марта 2022 года Шайхатаровой И.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.

По сведениям ответчика на дату обращения истицы в Пенсионный фонд специальный стаж работы в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30  Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 17 лет 6 месяцев 4 дня, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется.

Не согласившись с данным решением пенсионного органа, истица обратилась в суд с настоящим иском, где просила включить в ее специальный стаж период работы с 03.02.2014 по 08.11.2021 в должности социального педагога и учителя  ***, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения, то есть с 09.11.2021.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Шайхатаровой И.З.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

 

В силу ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 3,4 ст.30 ФЗ № 400).

Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (действующего с 1 января 2015 года), а также Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781; список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001 г. включительно; список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Как следует из материалов дела, истица с 03.02.2014 по настоящее время  работает социальным педагогом и учителем географии в *** (л.д. 11-15, т.1).

Из представленных документов: должностных инструкций, приказов, списков учащихся, заявлений, расписаний, тарификационных списков, журналов учета работы, следует, что истец в спорный период работала в *** социальным педагогом с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

28 февраля 2001 года Шайхатарова И.З. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что возможность включения в специальный стаж работы в должности социального педагога в средней общеобразовательной школе действующим пенсионным законодательством не предусмотрена.

Суд первой инстанции правомерно указал, что соглашения, заключенные между *** и ***, данный факт также не подтверждают, а лишь указывают на то, что *** предоставляет образовательные услуги социальному учреждению на базе школы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выполняемые ею функции, условия и характер работы тождественны той работе (должности), которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп.1 и 1.5 Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, подлежат отклонению.

Общероссийским Классификатором профессий рабочих, служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 №367 предусмотрены должности «учитель», «социальный педагог».

Постановлением Минтруда РФ от 17 августа 1995 года №46 утверждены тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования РФ, где содержаться тарифно-квалификационные характеристики и должностные обязанности по должностям учителя и педагога-психолога.

При таких обстоятельствах, поскольку должности «учителя и «социального педагога» являются отдельными самостоятельными должностями и в отношении каждой из них установлены должностные обязанности, соответствующие каждой из должностей, правовых оснований для установления тождественности у суда первой инстанции не имелось. Работу в должности социального педагога в общеобразовательной школе законодатель не отнес к работе, дающей право на назначение досрочной пенсии.

Материалами дела подтверждается, что истица с 3 февраля 2014 года работает в должности социального педагога на 1,0 ставки и в должности учителя географии с педагогической нагрузкой, то есть не занимает штатную должность учителя, между тем педагогическая нагрузка ею выполняется в объеме менее установленной за ставку учителя нормы, таким образом, данный период также правомерно не включен ответчиком в ее специальный стаж, с чем обоснованно согласился и суд первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды могут быть засчитаны в специальный стаж по указанным в апелляционной жалобе мотивам, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену решения суда.

Имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено.

Таким образом, оснований для отмены либо изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шайхатаровой Ильгизы Загитовны  -  без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                            

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.09.2022 года.