УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0025-02-2022-000334-67
Судья Калянова
Л.А.
Дело № 33-3503/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
6 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2203/2022
по апелляционной жалобе муниципального учреждения администрации муниципального
образования «Старомайнский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 27 мая 2022 года:
исковые требования прокурора Старомайнского района
Ульяновской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования
«Старомайнский район» предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по
обеспечению Грибовского сельского клуба по адресу: Ульяновская область,
Старомайнский район, с. Грибовка, ул. Центральная, 108А, оборудованию системами
экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о
потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в
течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать бюджетное учреждение культуры «Старомайнский
межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования
«Старомайнский район» им. А.К. Новопольцева в течении трех месяцев со дня
поступления финансирования из администрации муниципального образования
«Старомайнский район» разместить на объекте культуры Грибовский сельский клуб
по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Грибовка, ул.
Центральная, 108А, оборудовать системами экстренного оповещения работников и
посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайной ситуации.
В удовлетворении остальной части исковых требований
прокурора Старомайнского района и в удовлетворении исковых требований к
Грибовскому сельскому клубу, муниципальному учреждению администрация
муниципального образования «Матвеевское сельское поселение» отказать.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения
представителя администрации МО «Старомайнский район» - Завьяловой М.С.,
поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Подгороднова
В.В., полагавшего решение суда законным
и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Старомайнского района Ульяновской области
обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному
учреждению культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр»
муниципального образования «Старомайнский район» им. А.К. Новопольцева,
Грибовскому сельскому клубу, администрации муниципального образования
«Старомайнский район» об обязании предусмотреть и обеспечить финансирование
мероприятий по обеспечению системами экстренного оповещения, размещению
наглядных пособий с информацией.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района
с участием ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» проведена проверка
исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, в ходе
которой установлено, что в здании Грибовского сельского клуба, по адресу:
Ульяновская область, Старомайнский район, с. Грибовка, ул. Центральная, 108А,
которому присвоена третья категория опасности, допускаются нарушения
обязательных требований антитеррористической защищенности объектов.
Прокурор просил суд обязать администрацию МО
Старомайнский район» предусмотреть и обеспечить финансирование
мероприятий по обеспечению охраны объекта Грибовского сельского клуба по
адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Грибовка, ул. Центральная.
108А, по оборудованию объекта системами экстренного оповещения работников и
посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайной ситуации, по размещению наглядных пособий с
информацией о порядке действий работников и посетителей при обнаружении
подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при
поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических
актов на объектах (территориях). Обязать бюджетное учреждение культуры
«Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального
образования «Старомайнский район» им. А.К. Новопольцева, Грибовский сельский
клуб в течении двух месяцев со дня поступления финансирования из администрации
муниципального образования «Старомайнский район» обеспечить Грибовский сельский
клуб по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Грибовка, ул.
Центральная, 108А системами экстренного оповещения работников и посетителей
объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайной ситуации; наглядными пособиями с информацией о порядке действий
работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на
объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения
или о совершении террористических актов на объектах (территориях).
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУ
администрация МО «Матвеевское сельское поселение».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе МУ администрация МО «Старомайнский район» Ульяновской
области считает решение незаконным и подлежащим отмене.
В
обоснование жалобы указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции
неправильно применены нормы материального права, решение суда нарушает права и
законные интересы администрации МО «Старомайнский район».
Обращает
внимание, что здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, Старомайнский
район, с. Грибовка, ул. Центральная,
108А, в собственности МО «Матвеевское сельское поселение» не числится, в
реестре муниципального имущества МО «Старомайнский район» также не значится.
Определить, на каком основании спорное здание отражено в паспорте безопасности
как объект культуры, правообладателями которого являются администрация МО
«Матвеевское сельское поселение» и бюджетное учреждение культуры «Старомайнский
межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования
«Старомайнский район» им. А.К. Новопольцева, не представляется возможным.
Финансирование администрацией МО «Старомайнский район» мероприятий, указанных в
решении суда, не представляется возможным, поскольку это приведет к нецелевому
использованию бюджетных средств муниципального образования «Старомайнский
район».
Кроме прокурора и
представителя администрации МО «Старомайнский район» в заседание суда
апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
проверив правильность применения судом норм права, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В силу п.4 ст.27,
п.3 ст.35
Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе
обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и
охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и
свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело
особое общественное значение.
В соответствии с Федеральным законом
от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные
принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы
профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность
органов государственной власти и органов местного самоуправления по
предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению
причин и условий, способствующих совершению террористических актов
(профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и
(или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии
терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
ст.6 Устава муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской
области к вопросам местного значения района относится участие в профилактике
терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий
проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том
числе обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности
объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов
местного самоуправления муниципального образования «Старомайнский район»
Ульяновской области.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5
Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории
объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их
выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов
(территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных
средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017
№176.
Согласно п.1
названных Требований они устанавливают комплекс мероприятий, направленных на
обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере
культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов
(территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований
и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Для целей настоящих Требований под объектами (территориями)
понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий
(строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения,
сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются
Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и
подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых
являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области
культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не
находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации,
осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида
деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся
правообладателями объектов (территорий) (пункт 2 Требований).
Ответственность за обеспечение антитеррористической
защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов
(организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов
(территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное
руководство деятельностью работников объектов (территорий) (пункт 3
Требований).
Пунктами 20
– 25 (1)
Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической
деятельности.
В
частности, пунктом 25
Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической
защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются,
в том числе, мероприятия по оборудованию системами экстренного оповещения
работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как установлено
судом, в здании по адресу: Ульяновская область, Старомайнский
район, с. Грибовка, ул. Центральная, 108А, находится Грибовский сельский клуб, который
является структурным подразделением бюджетного учреждения культуры
«Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования
«Старомайнский район» им. А.К.Новопольцева».
Учредителем и
собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование
«Старомайнский район» Ульяновской области. Функции и полномочия учредителя
осуществляет администрация муниципального образования «Старомайнский район»
Ульяновской области.
На основании договора от № 1 от 30.04.2015 о
передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование, здание,
расположенное по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Грибовка,
ул. Центральная, 108А, передано от ООО «Лесная Нива».
В отношении
помещения, занимаемого Грибовским сельским клубом, проведено категорирование
объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
11.02.2017 №176 «Об утверждении требований к антитеррористической оснащенности
объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих
объектов (территорий)». Объект отнесен к третьей категории опасности (паспорт
безопасности объекта от 29.10.2018 и от 28.05.2021).
Администрацией
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области 12.04.2022
утвержден План обеспечения антитеррористической защищенности учреждений
культуры МО «Страромайнский район», который согласован с бюджетным учреждением
культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр»
муниципального образования «Старомайнский район» им.А.К. Новопольцева» и который
предусматривает необходимость соблюдения в отношении помещения, занимаемого Грибовским
сельским клубом, Требований
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017
№176, в том числе, оборудование системами экстренного оповещения
работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение вопроса по
утверждению и согласованию Плана было инициировано ответчиками только после
проведения прокуратурой с участием ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области»
проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение
антитеррористической защищенности объектов культуры на территории
Старомайнского района Ульяновской области.
В силу приведенных
норм права, поскольку спорный объект культуры в нарушение требований
федерального законодательства не обеспечен охраной сотрудниками частной охранной
организации, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области
обязанность по организации финансирования названных антитеррористических
мероприятий, а на само бюджетное учреждение культуры «Старомайнский
межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования
«Старомайнский район» им.А.К. Новопольцева» - по обеспечению объекта культуры
охраной сотрудниками ЧОО.
При этом суд пришел к правильному выводу, что отсутствие в
клубе системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов
(территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайной ситуации свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиками
законодательства в области антитеррористической защищенности и может повлечь
неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью
граждан, а также имуществу.
Тот факт, что спорный клуб размещается в здании,
принадлежащем ООО «Лесная Нива», на правильность выводов суда первой инстанции
не влияет, поскольку в указанном здании, согласно паспорту безопасности (л.д.89-90) сельский клуб занимает
изолированное помещение площадью 45 кв.м, основной вид деятельности ОКВЭД
90.04.3 «деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов
культуры».
Данное
обстоятельство не освобождает ответчиков от обязанности по соблюдению
требований антитеррористического законодательства в отношении спорного объекта
культуры и не может повлечь нецелевое использование денежных средств.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2022 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального
образования «Старомайнский район» Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи