Судебный акт
ЧОО, антеррористические мерроприятия
Документ от 06.09.2022, опубликован на сайте 19.09.2022 под номером 101616, 2-я гражданская, об обязании предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны объекта сотрудниками ЧОО, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-02-2022-000330-79

Судья Калянова Л.А.                                                                    Дело №33-3501/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   6 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 мая 2022 года по делу №2-2200/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Старомайнский район» предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны объекта Малокандалинского сельского клуба по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Малая Кандала, ул.Кооперативная, 5, сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях), в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать бюджетное учреждение культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им. А.К. Новопольцева в течение трех месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Старомайнский район» обеспечить охрану объекта культуры Малокандалинский сельский клуб по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Малая Кандала, ул.Кооперативная, 5, сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях).

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Старомайнского района и в удовлетворении исковых требований к Малокандалинскому сельскому клубу, муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Кандалинское сельское поселение» отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения начальника гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Подгороднова В.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район»                         им.А.К. Новопольцева, Малокандалинскому сельскому клубу, администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области об обязании предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны объекта сотрудниками частной охранной организации    (далее – ЧОО).

В обоснование искового заявления прокурор указал на выявленные в ходе проведенной проверки нарушения обязательных требований антитеррористической защищенности Малокандалинского сельского клуба, находящегося в здании по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Малая Кандала, ул.Кооперативная, 5, являющегося структурным подразделением бюджетного учреждения культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район»                         им.А.К. Новопольцева».

Учредителем и собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование «Старомайнский район» Ульяновской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области.

Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования Старомайнский район» Ульяновской области предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны Малокандалинского сельского клуба по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Малая Кандала, ул.Кооперативная, 5, сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях); обязать бюджетное учреждение культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им. А.К. Новопольцева, Малокандалинский сельский клуб в течение двух месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области обеспечить охрану объекта культуры по данному адресу сотрудниками ЧОО, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях).

К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Кандалинское сельское поселение», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права и влекущее нарушение прав и законных интересов администрации района.

В обоснование жалобы указывает, что здание школы не передавалось администрацией муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области во временное или постоянное пользование какой-либо организации. Оно закреплено на праве оперативного управления за образовательным учреждением, а не учреждением культуры или организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности, как это предусматривает часть 2 раздела 1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176. Таким образом, финансирование мероприятий, указанных в решении суда, приведет к нецелевому использованию бюджетных средств муниципальным образованием «Старомайнский район» Ульяновской области.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 Устава муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области к вопросам местного значения района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176.

Согласно п.1 названных Требований они устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Для целей настоящих Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий) (пункт 2 Требований).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий) (пункт 3 Требований).

Пунктами 20 - 25(1) Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.

В частности, пунктом 26 Требований дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(1) настоящих требований, предусмотрено, что охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками частных охранных организаций (подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) с применением инженерно-технических средств охраны.

Как установлено судом, в здании по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Малая Кандала, ул.Кооперативная, 5, находится Малокандалинский сельский клуб, который является структурным подразделением бюджетного учреждения культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район»       им.А.К. Новопольцева».

Учредителем и собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование «Старомайнский район» Ульяновской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области.

В отношении помещения, занимаемого Малокандалинским сельским клубом, проведено категорирование объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 «Об утверждении требований к антитеррористической оснащенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Объект отнесен ко второй категории опасности (паспорт безопасности объекта от 31.10.2018 и от 30.06.2021).

Администрацией муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области 12.04.2022 утверждена дорожная карта, которая согласована с бюджетным учреждением культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им.А.К. Новопольцева» и которая предусматривает необходимость соблюдения в отношении помещений, занимаемых Малокандалинским сельским клубом, пункта 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176, а именно: по обеспечению охраны объекта культуры сотрудниками ЧОО, в том числе, посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на объектах (территориях).

Решение вопроса по утверждению и согласованию дорожной карты было инициировано ответчиками только после проведения прокуратурой с участием ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности объектов культуры на территории Старомайнского района Ульяновской области.

В силу приведенных норм права, поскольку спорный объект культуры в нарушение требований федерального законодательства не обеспечен охраной сотрудниками частной охранной организации, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области обязанность по организации финансирования названных антитеррористических мероприятий, а на само бюджетное учреждение культуры «Старомайнский межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального образования «Старомайнский район» им.А.К. Новопольцева» - по обеспечению объекта культуры охраной сотрудниками ЧОО.

При этом суд пришел к правильному выводу, что отсутствие физической охраны объекта культуры, осуществляемой сотрудниками частной охранной организации, свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиками законодательства в области антитеррористической защищенности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу.

Доводы администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что здание по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с.Малая Кандала, ул.Кооперативная, 5, в котором расположен Малокандалинский сельский клуб, по сведениям ЕГРН является зданием школы, не опровергает установленные судом обстоятельства.

Нахождение сельского клуба в одном здании со школой не освобождает ответчиков от обязанности по соблюдению требований антитеррористического законодательства в отношении спорного объекта культуры – Малокандалинского сельского клуба.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.09.2022.