Судебный акт
Об отстранении от работы
Документ от 06.09.2022, опубликован на сайте 12.09.2022 под номером 101608, 2-я гражданская, о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за все время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сычёва О.А.                                                    73RS0003-01-2022-001291-61

Дело № 33-3527/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               6 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-739/2022 по апелляционной жалобе Яранкиной Надежды Семеновны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 26 апреля 2022 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Яранкиной Надежды Семеновны к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании незаконным и отмене приказа начальника вагонного участка Ульяновск-структурного подразделения Куйбышевского филиала - открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» от 13 декабря 2021 года № 299/к «Об отстранении от работы», о взыскании среднего заработка за период отстранения от работы, о взыскании компенсации морального вреда 100 000 рублей – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Яранкиной Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика АО «ФПК» Князевой Е.Н. и прокурора Никитиной Т.В., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Яранкина Н.С. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» (далее – АО «ФПК») о защите трудовых прав.

Требования мотивированы тем, что истица состоит в трудовых отношениях с АО «ФПК» в должности *** с 01.04.2010. В настоящее время работает в должности ***. Приказом от 01.12.2021 № 299/к она была отстранена от работы в соответствии с Поручением первого заместителя Генерального директора АО «ФПК» Ж***. от 04.11.2021 № П-ЖА-167. С приказом ознакомлена 13.12.2021.Указывает на незаконность данного приказа, она имела право отказаться от прививки вакциной от коронавирусной инфекции, так как вакцинация носит добровольный характер. Считает, что клинические испытания вакцины не завершены, потому такая вакцинация носит характер медицинского опыта, что может иметь место только с ее согласия, на что она не согласна. Указала, что в результате отстранения ее от работы была лишена возможности трудиться получать заработную плату в период с 13.12.2021 по настоящее время, в связи с чем со стороны работодателя ей был причинен моральный вред, который оценивает в 100 000 руб.

С учетом изложенного, Яранкина Н.С. просила признать незаконным и отменить изданный в отношении нее приказ начальника вагонного участка Ульяновск – структурного подразделения Куйбышевского филиала АО «ФПК» от 13.12.2021 № 299/к «Об отстранении от работы», обязав ответчика допустить ее к работе, взыскать в ее пользу средний заработок за все время вынужденного прогула за период с 13.12.2021 по день допуска к работе, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Яранкина Н.С. просит решение суда отменить и вынести новое решение. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального законодательства. Отмечает, что она представила документ, свидетельствующий о высоком уровне у нее антител к короновирусной инфекции (9.86), что значительно выше нормативов, установленных при таком заболевании, следовательно, требование работодателя о проведении вакцинации неправомерно. Исходя из разъяснений главного санитарного врача по железнодорожному транспорту к Письму №99-00-02 от 02.03.2022 наличие у работника антител к COVID -19 подтверждает случай перенесенного работником заболевания. Кроме того, она неоднократно предоставляла работодателю отрицательные результаты тестирования COVID -19. Просит учесть, что постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825 определен Перечень работ, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и выполняемая ей работа не предусмотрена указанным перечнем. Действие работодателя направлены на ущемление ее конституционных прав на защиту своего здоровья, поскольку вакцина является экспериментальной и последствия ее применения не исследованы в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «ФПК» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Яранкина Н.С. состоит в трудовых отношениях с АО «ФПК» в должности *** ст. Ульяновск Вагонный участок – структурное подразделение Куйбышевского филиала АО «ФПК», г. Ульяновск на основании трудового договора от 9 февраля 2010 года.

4 ноября 2021 года первым заместителем генерального директора АО «ФПК» было издано поручение «О мерах по снижению рисков распространения СOVID-19», в соответствии с которым в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции СOVID-19, начиная с 10.11.2021 года допуск персонала к работе необходимо осуществлять в следующих случаях: при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-кодом; с перенесённым заболеванием COVID-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения; с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (т. 2, л.д. 221-227).

Яракина Н.С. была ознакомлена с указанным поручением 10 ноября 2021 года под роспись (т. 2, л.д. 216).

Приказом начальника вагонного участка Ульяновск – структурного подразделения Куйбышевского филиала – АО «ФПК от 13 декабря 2021 года № 299/к «Об отстранении от работы» Яранкина Н.С. была отстранена от работы с 13 декабря 2021 года без сохранения заработной платы (т. 1, л.д. 73).

Не согласившись с указанным приказом, Яранкина Н.С. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на отсутствие у работодателя законных оснований требовать от нее прохождения вакцинации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно установил юридически значимые обстоятельства по делу и подлежащий применению материальный закон.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с абзацами 2, 4 статьи 10 этого же Федерального закона граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абз. 2, 3).

Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (п. 3).

Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абз. 4 п. 2 ст. 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абз. 5 подп. 6 п. 2 ст. 51).

Согласно пункту 66 СанПиН 3.3686-21. «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4, решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.

Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715, дополнен пункт 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Указом Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности » в связи с угрозой распространения в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлено ввести на территории Ульяновской области режим повышенной готовности.

Главным государственным санитарным врачом 15 июня 2021 года принято Постановление № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», с учетом которого необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе гражданам, работающим на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ульяновской области от 12 октября 2021 года № 542 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям» руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Ульяновской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, необходимо в срок до 15.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работнике сотрудников.

Из письма Роструда от 13 июля 2021 года № 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года № 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.

Таким образом, в силу вышеприведенного законодательного регулирования, если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.

В силу пункта 3.2 Устава АО «ФПК» общество осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в поездах дальнего следования на территории Российской федерации и в международном сообщении; оказание услуг пассажирам в поездах дальнего следования; организация туристических перевозок (т. 2, л.д. 193-198).

Таким образом, АО «ФПК» является предприятием общественного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании, в связи чем оно обязано соблюдать вышеуказанные требования санитарно – эпидемиологических норм.

Постановлением главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту от 1 октября 2021 года № 7 «О мерах по снижению рисков распространения COVID-19 на объектах пассажирского комплекса, в том числе пригородной инфраструктуры, моторвагонном подвижном составе пригородного сообщения и дальнего следования в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями 2021-2022 гг.» предписано, в тои числе, генеральному директору АО «ФПК» обеспечить допуск к работе работников: при наличии прививок против новой коронавирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-кодом; с перенесённым заболеванием COVID-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения; с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (п.п. 2.1.1 – 2.1.3).

Вопреки доводам апелляционной жалобы указанные требования главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту обязательны для исполнения ответчиком.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязательная вакцинация ограничивает истца в правах, является несостоятельным в связи с тем, что вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Согласно абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу изложенного отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.

Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года № 1867-О).

Истец не предоставила сведения о вакцинации, либо справку о противопоказаниях для ее прохождения, а напротив, указывала работодателю о его противоправных действиях по принуждению к вакцинации.

Иное толкование Яранкиной Н.С. норм материального права является ошибочным, в связи с чем не может являться основанием для отмены или изменения судебного постановления.

Доводы апелляционной жалобы о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, отклоняются судебной коллегией, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников, в связи с чем не могут быть расценены как дискриминационные действия, предусмотренные статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что сведения о прохождении вакцинации либо о наличии у работника противопоказаний к ее прохождению являются медицинской тайной, обязанность проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, в силу пункта 9 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лежит на работнике, а не на работодателе.

Поскольку судом не установлен факт нарушения трудовых прав истицы со стороны ответчика, то в удовлетворении требований истицы о взыскании с ответчика заработной платы за время отстранения от работы, а также денежной компенсации морального вреда отказано.

Суд апелляционной инстанции соответствующие выводы суда первой инстанции считает правильными.

Судебная коллегия также отмечает, что с момента получения от работодателя уведомления о необходимости предоставления сведений о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо сведений о наличии противопоказаний к вакцинации и до принятия ответчиком оспариваемого приказа об отстранении ее от работы, у Яранкиной Н.С. было достаточно времени для прохождения медицинского обследования с целью определения у нее противопоказаний к такой вакцинации, чего ею сделано не было до настоящего времени.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Яранкиной Надежды Семеновны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.09.2022