Судебный акт
О включении в список детей-сирот для обеспечения жилым помещением
Документ от 23.08.2022, опубликован на сайте 06.09.2022 под номером 101569, 2-я гражданская, о возложении обязанности предоставить жилое помещение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-001431-38

Судья Бирюкова О.В.                                                                           Дело № 33-3272/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     23 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1566/2022 по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 апреля 2022 года с учетом определения того же суда от 31 мая 2022 года об исправлении описки, по которому постановлено: 

 

в удовлетворении иска прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах Галкиной Алины Викторовны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности предоставить информацию, к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Нелидоводй Е.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя  Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Гнусаревой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска в интересах Галкиной А.В. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (ранее - Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области) о возложении обязанности предоставить информацию, к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области - о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Галкиной А.В. об исполнении законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что на основании решения координационного совета по защите прав несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от 6 марта 2014 года Галкина А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Распоряжением Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 24 июля 2018 года №642-д Галкиной А.В. предоставлена квартира, расположенная по адресу: ***. Во исполнение указанного распоряжения 25 июля 2018 года оформлен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 120. В указанном договоре отсутствует подпись Галкиной А.В., как нанимателя жилого помещения. В соответствии с протоколом от 24 декабря 2018 года № 23 заседания координационного совета по защите прав и законных интересов несовершеннолетних Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Галкина А.В. исключена из списка на основании информации Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 13 декабря 2018 года. Право Галкиной А.В. на обеспечение жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области нарушено. Галкина А.В. на основании данных, не соответствующих действительности, была исключена из Списка  и, не вступив в право пользования жилым помещением, утратила и право на предоставление жилого помещения. Просил обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области предоставить в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области информацию об отсутствии оснований исключения Галкиной А.В. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области; обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области включить Галкину А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Полагает, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения. Кроме того, при разрешении спора судом не были приняты во внимание существенные, имеющие значение для правильного разрешения спора, обстоятельства, в связи с чем судебное решение не отвечает установленным критериям законности, обоснованности и подлежит отмене. Выводы суда об отказе в иске являются немотивированными. Обращает внимание, что истец оспаривала предоставление ей жилого помещения в г. ***, по данному факту было возбуждено уголовное дело, которое находится в стадии расследования. Просит учесть, что в договоре найма жилого помещения от 25 июля 2018 года подпись Галкиной А.В. отсутствует. Сведений о том, что жилое помещение было передано истцу, также не имеется. Не соглашается с выводом суда о том, что Галкиной А.В. было известно о наличии договора найма, а также о том, что Галкина А.В. не желает получать квартиру в г. *** и со стороны истца имеет место злоупотребление правом. Обращает внимание, что как только Галкиной А.В. стало известно о наличии договора, она обратилась в правоохранительные органы с заявлением о привлечении виновных лиц к ответственности. Настаивает на том, что по вине работников Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области были грубо нарушены права Галкиной А.В., которая не вступила в право пользования жилым помещением и утратила право на предоставление жилья.

В возражениях на апелляционное представление Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В возражениях на апелляционное представление Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях относительно представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Галкина А.В., *** года, относится к числу детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации Инзенского района Ульяновской области от 23 марта 2000 года над несовершеннолетней Галкиной А.В. была установлена опека (том 1, л.д. 72).

24 марта 2000 года Галкина А.В. поставлена на первичный учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (том 1, л.д. 78).

На основании постановления администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 22 марта 2010 года № 137 Галкина А.В. поставлена на регистрационный учет в целях обеспечения жилыми помещениями (том 1, л.д. 73).

Распоряжением Главы администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 11 сентября 2007 года № 432р Галкина А.В. включена в список на внеочередное получение жилой площади детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений (том 1, л.д.71).

На основании личного заявления Галкиной А.В. от 4 марта 2014 года истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (том 1, л.д. 66).

Распоряжением Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24 июля 2018 года №642-од Галкиной А.В. предоставлено жилое помещение (однокомнатная квартира) общей площадью 33,9 кв.м, по адресу: ***; ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» предписано заключить с нанимателем договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет; совершить необходимые действия по фактическому предоставлению  специализированного жилого помещения нанимателю (том 1, л.д.170-171).

25 июля 2018 года ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» был оформлен договор № 120 найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который Галкиной А.В. не подписан (том 1, л.д. 14-16)

Решением Координационного совета по защите прав и законных интересов несовершеннолетних Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 24 декабря 2018 года Галкина А.В. была исключена из Списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с предоставлением по договору найма указанного выше жилого помещения (том 1, л.д. 82-85).

Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 21 июля 2021 года № 1376-Р Галкиной А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с реализацией истцом права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Ульяновской области (том 1, л.д. 177-178).

Полагая, что в отношении Галкиной А.В. отсутствуют основания для исключения ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилами помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определят Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ЗО установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи (подп. 1).

Как указано в п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области урегулированы Законом Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО).

Статьей 2 Закона Ульяновской области № 200-ЗО установлено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Руководствуясь приведенными выше положениями закона и установив, что Галкина А.В. в установленном порядке реализовала право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения иска.

Из материалов дела следует, что в период с 30 марта 2019 года по 7 августа 2018 года Галкина А.В. была зарегистрирована по адресу: ***.

До достижения возраста 23 лет Галкина А.В. не обращалась с заявлением о включении ее в соответствующий Список в другом регионе, и обращаться не могла, так как имела регистрацию по месту жительства в Ульяновской области.

Из содержания имеющихся в материалах дела обращений Галкиной А.В. следует, что она просила компетентные органы о том, чтобы ее очередь на обеспечение жильем была отсрочена, однако, такого варианта при решении вопроса об обеспечении жильем лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством не предусмотрено.

Судом установлено, что договор найма специализированного жилого помещения не подписан Галкиной А.В. по инициативе последней.

Данное обстоятельство не может свидетельствовать о недействительности договора найма.

Как разъяснено в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).

Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, напротив, действия ответчиков свидетельствуют о принятии мер по обеспечению Галкиной А.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда в строго установленном законом порядке.

Из пояснений прокурора в суде апелляционной инстанции следует, что в рамках уголовного дела каких-либо иных обстоятельств в отношении Галкиной А.В. не установлено.

Доводы апелляционного представления были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам  апелляционного представления не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 апреля 2022 года с учетом определения того же суда от 31 мая 2022 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Ульяновска – без удовлетворения.       

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  29.08.2022.