Судебный акт
Предоставление многодетной семье земельного участка
Документ от 23.08.2022, опубликован на сайте 06.09.2022 под номером 101566, 2-я гражданская, о признании незаконным распоряжения о предоставлении земельного участка многодетной семьей и прекращении права собственности, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0012-01-2022-000412-87

Судья Рыбаков И.А.                                                                             Дело № 33-3105/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   23 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,

судей  Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Насыбулловой Э.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Кирюткиной Виктории Владимировны на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 5 мая 2022 года по делу № 2-1-256/2022, которым  постановлено: 

 

в удовлетворении искового заявления Кирюткиной Виктории Владимировны отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Кирюткиной В.В., Кирюткина Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

 

Кирюткина В.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратилась в суд с иском к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании распоряжения незаконным, прекращении права собственности на земельный участок. В обоснование иска указала, что ее семья является многодетной, в браке с Кирюткиным Е.В. у них родились дети: К*** Д.Е., *** года рождения, К*** М.Е., *** года рождения, К*** А.Е., *** года рождения, К*** Е.Е., *** года рождения, К*** Д.Е., *** года рождения, К*** А.Е., *** года рождения. Постановлением главы администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области № 390 от 9 апреля 2020 года семья признана малоимущей, поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Ее семья, как многодетная, имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно, в соответствии с положениями Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области». 8 июня 2020 года из Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области она получила извещение о том, что на основании  заявления о согласии на предоставление земельного участка в собственность бесплатно Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 19 марта 2018 года №998-р их семье выделен земельный участок в собственность с кадастровым номером ***. Право общей долевой собственности на земельный участок зарегистрировано 2 октября 20019 года на нее с супругом и четверых старших детей. С целью выяснения вопроса, о каком земельном участке идет речь, где находится этот участок, она обращалась во все инстанции, в том числе и к ответчику, поскольку вопрос о месте предоставления земельного участка с ними не согласовывался. Кроме того, без их согласия и без их участия земельный участок в р.п. *** был зарегистрирован за ними в собственность бесплатно, а им об этом даже не было сообщено. Распоряжение ответчика от 19 марта 2018 года № 998-р о выделении семье земельного участка является незаконным, поскольку предоставленный им земельный участок в р.п. *** не отвечает требованиям, предъявляемым к таким земельным участкам, а именно: находится на территории бывшей нефтяной базы, вдали от населенного пункта, обросший бурьяном, к нему не имеется дороги, не подведены коммуникации, водоотведение, газ, электричество полностью отсутствуют. В таком виде указанный земельный участок ими использован быть не может, поскольку фактически не соответствует виду разрешенного использования объекта для индивидуальной жилой застройки. Кроме того, для подведения воды, газа и электричества потребуются огромные финансовые затраты, которые они не в состоянии выделить. Земельный участок находится вдали от жилых домов, для детей не имеется никакой инфраструктуры, детских площадок, школ и т.д. Право многодетной семьи на получение земельного участка в собственность бесплатно нарушено. Они вынуждены проживать у посторонних лиц или арендовать жилое помещение, поскольку предоставленный земельный участок не может ими использоваться по назначению и на нем невозможно строительство жилого дома. Просила признать незаконным распоряжение Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 998 от 19 марта 2018 года о предоставлении земельного участка многодетной семье; прекратить право общей долевой собственности в размере 1/6 доли в праве ее и членов ее семьи на земельный участок с кадастровым номером ***, ***:08:041202:2228-73/033/2019-5.

Суд исключил из числа ответчиков Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кирюткина В.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что предоставленный семье земельный участок находится на пустыре, какой-либо инфраструктуры не имеет. Обращает внимание, что она обращалась с заявлением об отказе от земельного участка. Право собственности на земельный участок было зарегистрировано без ее ведома и согласия. Земельный участок не пригоден для использования по назначению, вместе с тем, за него должен быть уплачен налог.

В отзыве на жалобу Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Кодекса. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Из материалов дела следует, что семья Кирюткиных является многодетной.

Супруги Кирюткины Виктория Владимировна и Евгений Владимирович являются родителями несовершеннолетних детей: Д***, *** года рождения, М***, *** года рождения, А***, *** года рождения, Е***, *** года рождения, Д***, *** года рождения, А***, *** года рождения (л.д. 11-18).

Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от 22 декабря 2016 года семья Кирюткиной В.В. признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма на срок 12 месяцев (л.д. 22-24).

В уведомлении Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в адрес Кирюткиной В.В. от 4 декабря 2017 года истец была извещена о возможности предоставления земельных участков, сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет; Кирюткиной В.В. было предложено в течение 30 календарных дней со дня получения данного уведомления обратиться в ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр»  с заявлением о предоставлении одного из предложенных земельных участков в собственность бесплатно либо об отказе от его предоставления (л.д. 21).

В заявлении, направленном в адрес Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Кирюткина В.В. выразила свое согласие на предоставление земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1200 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: *** (л.д. 35).

Распоряжением Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 19 марта 2018 года № 998-р многодетной семье в составе: Кирюткиной В.В. (истец), Кирюткина Е.В. (супруг истца), К*** Д*** Е***, *** года рождения, К*** М*** Е***, *** года рождения, К*** А*** Е***, *** года рождения, К*** Е*** Е***, *** года рождения, был предоставлен в общую долевую собственность (по 1/6 доли в праве за каждым) бесплатно земельный участок общей площадью 1200 кв.м с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки (л.д. 62).

За указанными членами семьи истца зарегистрировано право общей долевой собственности на спорный земельный участок (л.д. 37).

Как указано в преамбуле данного распоряжения, земельный участок семье Кирюткиных предоставлен в соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», Законом Ульяновской области от 3 июля 2015 года № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», Положением об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, а также на основании заявлений Кирюткиной В.В. от 29 декабря 2014 года (вх. администрации МО «Мелекесский район» от 29 декабря 2014 года № 1875), от 15 января 2018 года (вх. Агентства от 15 января 2018 года № 546).

Законом Ульяновской области от 21 июля 2017 года № 79-ЗО внесены изменения в Закон Ульяновской области от 3 июля 2015 года № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», согласно которым с 1 января 2019 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории муниципальных образований Ульяновской области, возвращены органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, которое суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве ответчика, осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах муниципального образования «город Ульяновск».

Вместе с тем, администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, к полномочиям которой в настоящее время отнесено распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории муниципальных образований Ульяновской области, не привлечена к участию в деле.

Также судом первой инстанции к участию в деле не были привлечены Кирюткин Е.В. (супруг истца) и несовершеннолетний сын истца К*** Д***, *** года, достигший возраста 14 лет, которые являются собственниками спорного земельного участка в размере 1/6 доли в праве каждый.

Изложенные выше обстоятельства и приведенные нормы закона указывают на нарушение судом положений процессуального права, наличие предусмотренных выше оснований для отмены судебного решения и рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции.

На основании определения от 9 августа 2022 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле привлечены: в качестве соответчика – администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Кирюткин Е.В. (супруг истца), Правительство Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области; а также несовершеннолетний К*** Д*** Е***, *** года рождения.

Таким образом, решение суда не может быть признано законным, подлежит отмене.

Разрешая по существу исковые требования Кирюткиной В.В., суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Пунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Статьей 13.3 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений), (далее – Закон Ульяновской области № 059-ЗО) было предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предельные размеры которых предусмотрены пунктами 1 и 3 части 3 статьи 11 данного Закона, предоставляются для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома в собственность бесплатно: проживающему на территории Ульяновской области и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, а также осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.

Статьей 13.4 Закона Ульяновской области № 059-ЗО определено, что постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих в соответствии со статьей 13.3 данного Закона право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно,  осуществляется уполномоченным органом.

Решение о постановке гражданина на учет или об отказе в постановке гражданина на учет принимается уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней со дня регистрации заявления о постановке на учет (ч. 4 ст. 13.4).

Решение о постановке гражданина на учет или об отказе в постановке гражданина на учет не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется уполномоченным органом гражданину по адресу, указанному в заявлении о постановке на учет, посредством почтовой связи или выдается гражданину непосредственно, в том числе через многофункциональный центр, а также направляется в орган местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, осуществляющий полномочия по управлению и распоряжению земельными участками (ч. 5 ст. 13.4).

Статьей 13.5 Закона Ульяновской области № 059-ЗО установлен порядок снятия граждан с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, а статьей 13.6 - порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13.5 Закона Ульяновской области № 159-ЗО предоставление земельного участка гражданину в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности, определяемой временем и датой подачи гражданином в уполномоченный орган заявления о постановке на учет с приложением всех необходимых в соответствии со статьей 13.4 данного Закона документов.

При наличии образованных в установленном федеральными законами порядке земельных участков для целей, определенных абзацем первым статьи 13.3 данного Закона, уполномоченный орган в порядке очередности направляет гражданину заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении о постановке на учет, извещение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно (ч. 2 ст. 13.5).

Гражданин в течение тридцати календарных дней со дня получения им извещения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно направляет в адрес уполномоченного органа заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе от его предоставления.

При получении заявления об отказе от предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо при неполучении заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в установленный данной частью срок уполномоченный орган направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении извещение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно в адрес следующего в порядке очередности гражданина (ч. 3 ст. 13.5).

Информация о предоставлении гражданам земельных участков размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в определенном для этих целей разделе (ч. 4 ст. 13.5).

Частью 5 ст. 13.5 Закона Ульяновской области № 059-ЗО установлено, что решение о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно принимается в течение тридцати календарных дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно при отсутствии основания для отказа в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка: в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - уполномоченным органом (п. 1); в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, - органами местного самоуправления, осуществляющими управление и распоряжение такими земельными участками (п. 2).

Не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно оно направляется органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, гражданину заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (ч. 7 ст.13.5).

Земельный участок, предоставляемый в случаях, установленных пунктами 1 и 3 статьи 13.3 данного Закона, оформляется в общую долевую собственность гражданина, супруга (супруги) гражданина (в случае, если гражданин состоит в браке) и всех совместно проживающих с ним (ними) детей однократно (ч. 8 ст. 13.5).

Предоставление земельных участков в собственность граждан, указанных в пункте 1 статьи 13.3 данного Закона, осуществляется в границах того муниципального района или городского округа, на территории которого эти граждане проживали на день подачи ими заявления о постановке на учет.

При отсутствии на территории муниципального района или городского округа, в котором граждане проживали на день подачи ими заявления о постановке на учет, свободных от прав третьих лиц земельных участков, для целей, установленных абзацем первым статьи 13.3 данного Закона, гражданам, указанным в пункте 1 статьи 13.3 Закона, предоставляются земельные участки, образованные на территории муниципального района или городского округа, имеющего общие границы с муниципальным районом или городским округом, в котором такие граждане проживали на день подачи ими заявления о постановке на учет (ч. 9 ст.13.5).

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 данного Федерального закона.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее – Методические рекомендации).

Как указано в п. 2 Методических рекомендаций, их целью является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Пунктом 10 Методических рекомендаций рекомендовано установить принцип однократности бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

В целях обеспечения принципа однократности бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, а также осуществления мониторинга за обеспечением таких граждан земельными участками рекомендуется установить обязательность ведения органами местного самоуправления реестра граждан, которые включены в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории муниципального образования, и обязательность ведения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводного реестра граждан, которые включены в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории субъекта Российской Федерации.

При установлении порядка предоставления гражданам земельных участков рекомендуется установить, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется по месту их постановки на учет в целях предоставления земельных участков, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 12 Методических рекомендаций).

В соответствии с п. 17 Методических рекомендаций при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.

В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: транспортная доступность; удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Согласно п. 18 Методических рекомендаций в случае отсутствия в границах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, которые соответствуют указанным критериям, рекомендуется руководствоваться положениями пункта 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, допускающего в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации безвозмездную передачу: земельных участков, находящихся в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности одного муниципального образования, в муниципальную собственность другого муниципального образования.

В соответствии с п. 38 Методических рекомендаций следует учитывать, что согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Глава II «Случаи и порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» в Законе Ульяновской области №059-ЗО была введена Законом Ульяновской области от 2 февраля 2016 года № 4-ЗО, то есть после издания указанных выше Методических рекомендаций, однако не предусматривала требований об обеспечении предоставляемых многодетным семьям земельных участков объектами инфраструктуры.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года № 2516-О, Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Из документов, представленных администрацией муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в суд апелляционной инстанции следует, что на земельном участке по адресу: *** объекты индивидуального жилищного строительства и какая-либо инфраструктура отсутствуют; на соседних участках жилое строительство также не ведется. В р.*** расположены 2 школы, 3 детских сада, *** участковая больница, центр культуры и досуга, детская школа искусств, предприятия торговли. Р.п. *** расположен от г. *** на расстоянии 15 км, имеется автобусное сообщение. Спорный земельный участок расположен в 105 метрах от асфальтированной дороги. Подъездные пути к участку проходят по грунтовой дороге.

Материалами дела подтверждено, что на момент предоставления земельного участка в собственность семье Кирюткиных органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации не были учтены указанные выше положения закона и рекомендаций, что свидетельствует о нарушении права многодетной семьи на получение в собственность бесплатно земельного участка.

Учитывая закрепленный в законе принцип однократности предоставления многодетной семье земельного участка в собственность, предоставление многодетной семье истца земельного участка, не обеспеченного инфраструктурой, на основании распоряжения Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 19 марта 2018 года № 998-р нельзя признать законным.

Таким образом, исковые требования Кирюткиной В.В. подлежат удовлетворению; следует признать незаконным распоряжение Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 19 марта 2018 года № 998-р «О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность Кирюткиной В.В., Кирюткину Е.В., К*** Д.Е., К*** М.Е., К*** А.Е., К*** Е.Е.».

Признание распоряжения Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 19 марта 2018 года № 998-р незаконным является основанием для прекращения права общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1200 кв.м с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки, за Кирюткиной Викторией Владимировной, *** года рождения, Кирюткиным Евгением Владимировичем, *** года рождения, К*** Д*** Е***, *** года рождения, К*** М*** Е***, *** года рождения, К*** А*** Е***, *** года рождения, К*** Е*** Е***, *** года рождения, в размере по 1/6 доли в праве за каждым.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 5 мая 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Кирюткиной Виктории Владимировны удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 19 марта 2018 года № 998-р «О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность Кирюткиной В.В., Кирюткину Е.В., К*** Д.Е., К*** М.Е., К*** А.Е., К*** Е.Е.».

Прекратить право общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1200 кв.м с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки, за Кирюткиной Викторией Владимировной, *** года рождения, Кирюткиным Евгением Владимировичем, *** года рождения, К*** Д*** Е***, *** года рождения, К*** М*** Е***, *** года рождения, К*** А*** Е***, *** года рождения, К*** Е*** Е***, *** года рождения, в размере по 1/6 доли в праве за каждым.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. 

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Мелекесский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное определение изготовлено  29.08.2022.