УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-001034-65
Судья Богомолов С.В. Дело № 33-3332/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
23
августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Карабанова А.С., Герасимовой Е.Н.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-1066/2022 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 25 марта 2022 года, с учетом определения того же
суда от 8 апреля 2022 года об исправлении описки, по которому постановлено:
исковые требования Мирзоева Сайрахмона Джумаевича удовлетворить.
Признать за Мирзоевым Сайрахмоном Джумаевичем право на
получение свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на
оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа)
в связи с рождением ребенка.
Обязать Министерство семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области выдать Мирзоеву Сайрахмону
Джумаевичу свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на
оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа)
в связи с рождением пятого ребенка.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения
представителя ответчика Министерства семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области Гнусаревой М.В., поддержавшей
доводы апелляционной жалобы, представителя
истца Мирзоева С.Д. – Шеянова А.Н., полагавшего решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Мирзоев С.Д. обратился в суд с иском к Министерству
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области о признании права на получение свидетельства о предоставлении
единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или
погашение ипотечного кредита (займа) в связи с рождением пятого ребенка,
возложении обязанности по выдаче свидетельства.
Требования мотивировал тем, что *** года у него родился
пятый ребенок, М*** А*** С***, после рождения, которого он обратился к
ответчику с заявлением о выдаче свидетельства о единовременной денежной выплате
на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного кредита
(займа) при рождении четвертого или последующих детей, на которое получил уведомление об отказе №
73-ИОГВ-12.01/217 от 14.01.2022, с указанием на отсутствие доказательств
постоянного проживания на территории Ульяновской области на дату рождения
ребенка. С 21 февраля 2015 года он арендовал частный дом по адресу: ***. Так же
в период с марта 2016 года он оказывал строительные услуги по договору подряда.
8 мая 2018 года он был зарегистрирован по адресу ***. С 29.08.2018
зарегистрирован по адресу: ***. Его семья постоянно проживает на территории
Ульяновской области. Полагает, что регистрация
или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием
реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Считает,
что отказ в выдаче свидетельства о единовременной социальной выплате на оплату
приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного кредита (займа) при
рождении четвертого или последующих детей, является необоснованным.
Просил суд, признать незаконным
отказ ответчика, признать за ним право на получение единовременной денежной
выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного
кредита (займа) в связи с рождением пятого ребенка М*** А*** С***, *** года
рождения, обязать ответчика выдать свидетельство о предоставлении
единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или
погашения ипотечного кредита (займа) при рождении четвертого ребенка или
последующих детей.
Судом к участию
в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, была привлечена Ихромова Б.С.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом не применены нормы права, подлежащие
применению.
Ссылаясь на закон Ульяновской области от 02.11.2011 №180-ЗО
«О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской
области», Положение о порядке предоставления единовременных выплат, связанных с
приобретением жилого помещения или погашением ипотечного кредита (займа),
утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2013
№368-П, заявитель указал на обоснованность отказа Мирзоеву С.Д. в предоставлении
меры социальной поддержки, поскольку он на дату рождения ребенка (***)
постоянно не проживал на территории Ульяновской области, где имеет
регистрацию только с 08.05.2018, ранее
был зарегистрирован в п. Аэропорт г.***.
Согласно свидетельству о рождении пятого ребенка, он родился в Республике ***.
Считает, что доказательств, подтверждающих постоянное проживание истца на
территории Ульяновской области на момент рождения пятого ребенка, суду
представлено не было. Считает, что указанный закон, по своему смыслу направлен
на поддержку семей, которые постоянно проживают на территории Ульяновской
области, а не на те, у членов которых проживание носило временный характер и с
Ульяновской областью их связывает только неофициальные трудовые отношения.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Как следует из материалов дела, истец Мирзоев С.Д. состоит
в браке с Ихромовой Б.С., от данного брака у них *** года родился пятый ребенок
М*** А.С. Истец поставлен на учет администрацией МО «Ульяновский район» в
качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору
социального найма. Семья является многодетной. Мирзоев С.Д. с 08.05.2018
зарегистрирован по адресу: Ульяновская область, ***, с 29.08.2018 зарегистрирован
в д. *** Ульяновской области, его супруга Ихромова Б.С. зарегистрирована в д. ***
с 09.06.2018 (л.д.8,9), до приезда в Ульяновскую область семья проживала в п.
Аэропорт, г.***, где истец был зарегистрирован с 07.09.2015.
21 декабря 2021 года Мирзоев С.Д. обратился в Министерство
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной
денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения
ипотечного кредита (займа) при рождении пятого ребенка.
Истцу было отказано в предоставлении данной меры
социальной поддержки (уведомление от 14.01.2022 №73-ИОГВ-12.01\217), поскольку
заявитель на дату рождения пятого ребенка (***) в связи с рождением которого он
обратился за выдачей свидетельства, не проживал на территории Ульяновской
области (л.д.25).
Полагая отказ незаконным, Мирзоев С.Д. обратился в суд с
вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 21 февраля 2015 года арендовал
частный дом в г. Ульяновске, с марта 2016 года оказывал строительные услуги по
договору подряда, а с 8 мая 2018 года был зарегистрирован по месту жительства в
Ульяновской области.
Разрешая спор, и принимая решение об удовлетворении
требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1, 2, 8.1
Закона Ульяновской области от 02.11.2011
№180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в
Ульяновской области» пришел к выводу, что
истцом доказан факт его постоянного проживания на территории Ульяновской
области на момент рождения пятого ребенка, и он имеет право на получение
свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на оплату
приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в
связи с рождением пятого ребенка.
Основаниями
для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих
значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в
решении суда, обстоятельствам дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм
процессуального права (ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом
первой инстанции при принятии решения об удовлетворении требований Мирзоева
С.Д. такие нарушения были допущены.
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита,
включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
(пункты «ж» и «к» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания
семей, имеющих детей (в том числе многодетных), малоимущих граждан,
осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта
Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3).
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 №
256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
закреплено право субъекта Российской Федерации устанавливать за счет
собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих
детей.
Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области жилищных отношений отражены в статье
13 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом названным
органам предоставлено право на использование бюджетных средств для улучшения жилищных
условий граждан, в том числе путем предоставления в
установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых
помещений (пункт 2 статьи 2 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской
Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта
Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет
собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской
Федерации.
Вводимые с целью улучшения демографической ситуации меры
социальной поддержки для отдельных категорий граждан, к
которым относятся многодетные семьи, в которых родители состоят в
зарегистрированном браке, оказание мер социальной поддержки,
отнесенных к ведению субъекта, являются дополнительными мерами
социальной поддержки, следовательно, определение основания, порядка, размера и
условий реализации, установленных оспариваемым нормативным актом мер социальной
поддержки, также относится к полномочиям субъекта Российской
Федерации и зависит лишь от финансовых возможностей бюджета
последнего.
Федеральный законодатель, относя к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской
Федерации решение вопросов поддержки многодетных семей, не исключил возможность
дифференциации круга лиц по категориям получающих меры
социальной поддержки.
В силу ст.2 Закона Ульяновской области от 02.11.2011 №180-ЗО
«О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области»
действие Закона распространяется на семьи, в которых один или оба родителя
(супруга) являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на
территории Ульяновской области (далее-
Закон №180-ЗО).
Частью 1 статьи 8.1 Закона № 180-ЗО предусмотрено, что
многодетным семьям в случае рождения в них четвертого ребенка или последующих
детей предоставляется мера социальной поддержки в форме единовременной денежной
выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного
кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по
ипотечному кредиту (займу), но не более 1000000 рублей.
Мера социальной поддержки, установленная частью 1 статьи,
предоставляется один раз при условии, если по состоянию на день обращения за ее
получением многодетная семья, в которой родился четвертый или последующий
ребенок, соответствует совокупности
следующих требований: 1) оба родителя детей, являющихся членами указанной
семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского
состояния; 2) хотя бы один из родителей
детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода; 3)
хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, состоит на
учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма; 4) ребенок, в связи с рождением которого возникло право на
данную меру социальной поддержки, находится в живых (ч. 2 ст. 8.1).
Мера социальной поддержки, установленная частью 1 настоящей
статьи, предоставляется многодетным семьям, не имеющим права на получение меры
социальной поддержки, установленной частью 1.1 статьи 4 настоящего Закона (ч. 3
ст. 8.1 Закона № 180-ЗО).
Положение о порядке предоставления единовременных выплат,
связанных с приобретением жилого помещения или погашением кредита (займа)
утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2013
№368-П «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по
улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (долее-Положение).
Согласно п.2 Положения право на обращение за единовременной
социальной выплатой имеют: один из родителей в многодетной семье, являющийся
гражданином Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Ульяновской
области на момент рождения ребенка, соответствующий совокупности требований,
указанных в пунктах 1- 4 части 3 и части 4 статьи 4, а также частях 2 и 3
статьи 8.1 Закона, - для получения единовременной социальной выплаты,
предусмотренной частью 1.1 статьи 4 и частью 1 статьи 8.1 Закона.
Как следует из материалов дела, истец имеет регистрацию по
месту жительства в Ульяновской области с 08.05.2018, ранее был зарегистрирован
в п.Аэропорт г. ***.
Согласно свидетельству о рождении пятого ребенка истца М***
А*** С***, *** года рождения, в связи с рождением которого он обращался за
мерой социальной поддержки, местом рождения указано: *** Республика Т***
(л.д.13).
Суд первой инстанции, приходя к выводу о проживании истца на
территории Ульяновской области на момент рождения пятого ребенка М*** А.С. (***)
принял во внимание показания свидетеля Ф*** Р.Н. и представленный стороной
истца договор найма жилого помещения от 21.02.2015, заключенный между Мирзоевым
Р.Н. и Ф*** Р.Н., в соответствии с которым последний передал истцу в
пользование жилое помещение по адресу: ***, с чем судебная коллегия согласиться
не может.
Как следует из пояснений свидетеля, истец проживал в его
доме с семьей и детьми. Между тем, из пояснений представителя истца в суде
первой инстанции следует, что фактически супруга истца Ихромова в Ульяновске
проживает с 2018 года, в 2015-2016 годах они приезжали и проживали частично
здесь и уезжали в Челябинск (л.д.96), в суде апелляционной инстанции
представитель истца также пояснил, что частично семья истца проживала в
Ульяновске, часть детей проживала в Республике Т*** с бабушкой и дедушкой, что противоречит пояснениям свидетеля о том,
что жена и дети с февраля 2015 до конца лета 2016 года проживали в арендованном
доме, никуда не съезжали.
При таких обстоятельствах показания свидетеля достоверно не
подтверждают факт постоянного проживания истца на территории Ульяновской
области.
Кроме того, как следует из материалов дела, у истца имеются
дети М*** М.С., *** года рождения, М*** У.С., *** года рождения, М*** А.С., ***
года рождения, М*** С.С., *** года рождения, между тем сведений о посещении ими
в 2015-2016 годах общеобразовательных, медицинских учреждений в материалы дела
не представлено, как и не представлено сведений о нахождении супруги истца на
учете в медицинском учреждении по поводу беременности пятым ребенком, который
родился в Республике Т***.
Не представлено сведений о постоянном официальном месте
работы истца на территории Ульяновской области в спорный период.
Справка выданная ст.
УУП ОП (по обслуживанию микрорайона «Свияга») ОМВД России по Засвияжскому
району г.Ульяновска Ф.М. Казиахмедовым о том, что Мирзоев С.Д. с 21.02.2015 по 30.08.2016 проживал со своей
семьей в г.Ульяновске, *** также не является объективным и бесспорным
доказательством указанных в ней сведений, поскольку основания выдачи такой
справки не указаны.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание то, что бесспорных,
объективных доказательств подтверждающих факт постоянного проживания Мирзоева
С.Д. на территории Ульяновской области на момент рождения пятого ребенка (***),
в связи с рождением которого он претендует на спорную социальную выплату, в
материалы дела не представлено, оснований для удовлетворения требований не
имелось.
Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об
отказе в удовлетворении требований Мирзоева С.Д. к Министерству семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о
признании незаконным отказа в выдаче
свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на оплату
приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного кредита (займа) при рождении
пятого ребенка, признании право на получение свидетельства о предоставлении
единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или
погашение ипотечного кредита (займа) в связи с рождением пятого ребенка,
возложении обязанности выдать свидетельство о предоставлении единовременной
денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение
ипотечного кредита (займа) в связи с рождением пятого ребенка.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 марта
2022 года, с учетом определения того же суда от 8 апреля 2022 года об
исправлении описки отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Мирзоева Сайрахмона
Джумаевича к Министерству семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о
признании незаконным отказа в выдаче
свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на оплату
приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного кредита (займа) при
рождении ребенка, признании право на
получение свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на
оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа)
в связи с рождением ребенка, возложении обязанности выдать свидетельство о
предоставлении единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого
помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в связи с рождением ребенка
отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25
августа 2022 года.