У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0013-01-2022-002312-57
Судья Тудиярова С.В.
Дело №33а-3305/2022
АПЕЛЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
30 августа 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Лифановой З.А.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пономаренко Романа Сергеевича
на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 мая 2022
года, по которому постановлено:
в удовлетворении
административного иска Пономаренко Романа Сергеевича к федеральному казенному
учреждению «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, понуждении
к устранению допущенных нарушений отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения Пономаренко Р.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения
представителя УФСИН России по Ульяновской области и ФСИН России – Гасанова
М.С., а также представителя ФКУ
ИК-10 УФСИН России по Ульяновской
области – Крючковой Е.С., полагавших решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
Пономаренко Р.С. обратился в суд с административным иском
к ФКУ ИК-10 УФСИН по Ульяновской области о признании действий незаконными, понуждении к
устранению допущенных нарушений.
В обоснование требований
указал, что с 06.09.2021 по настоящее время отбывает наказание в ФКУ
ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. С 25.04.2022 в исправительном учреждении была прекращена
подача горячей и теплой воды для пользования осужденными, что противоречит
нормам действующего законодательства.
Отключив подачу горячей воды
для осужденных, администрация ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, не
выполнила в должной мере санитарно – гигиенические требования, поскольку
умывание и стирка личных вещей в условиях подачи холодной воды, является
негуманным и создающим дискомфорт, а также угрозу заболевания ОРВИ, тем более в
условиях пандемии COVID-19.
Просил признать
незаконными действия администрации ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской
области по прекращению 25.04.2022 подачи
горячей (теплой) воды, возложить обязанность
устранить указанные нарушения путем обеспечения горячей (теплой) водой.
Судом по делу в качестве соответчиков
привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Пономаренко Р.С. не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные
требования. В обоснование жалобы
указывает на доводы, изложенные в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области
просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено,
что Пономаренко Р.С., *** года рождения,
отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области с
06.09.2021 по настоящее время.
Обращаясь в суд с
административным иском, Пономаренко Р.С.
указывал на отсутствие с 25.04.2022 горячей и теплой воды в отряде.
Отказывая в
удовлетворении административных
требований истца, суд первой инстанции
обоснованно пришел к выводу
о том, что оснований для признании незаконными действий
администрации ФКУ ИК-10 УФСИН
России не имеется, поскольку подача
горячей воды не прекращалась, горячее водоснабжение обеспечено за счет нагрева
холодной воды в накопительных бойлерах, которые установлены в умывальной
комнате отряда № 1, что позволяет
осужденным выполнять
санитарно-гигиенические мероприятия. Стирка личных вещей осужденных
производится в отрядах, либо в день помывки в банно-прачечном комплексе.
Судебная коллегия
соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Статьей 10
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы
осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их
правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении
наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации
с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным
и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных
определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из
порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии со
ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы
материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона
Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-I «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что
финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы
является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подп.6
п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, следует, что задачей ФСИН
России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий
содержания, соответствующих нормам международного права, положениям
международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с
разъяснениями, содержащимися в п.2 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у
судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий
содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц
следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности
требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской
Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права,
международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности
указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение,
обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
Условия содержания лишенных свободы лиц
должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима
места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких
требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о
наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут
свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность
свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального
спального места, естественного освещения либо искусственного освещения,
достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления,
отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе,
затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест
принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие
достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности,
невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение
требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды,
защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных
дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие
допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например,
незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете
на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной
деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга,
труда, профессиональной деятельности) (п.14).
Федеральный закон от
30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на
охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п.3 ст.39
названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является
обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч.3 ст.101
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация
исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных
санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих
охрану здоровья осужденных.
Вопросы
материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению
свободы урегулированы статьями 99 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса
Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.62
и ч.11 ст.226
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность
доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов,
организаций и должностных лиц возлагается на соответствующие орган, организацию
и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны
также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих
возражений. Обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены
этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо,
которое их оспаривает.
Из содержания указанной нормы
следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания
лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика -
соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует
подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 названного Кодекса решение
об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия
(бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий
одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным
правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного
истца.
Следовательно, признание незаконными действий
(бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при
несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с
нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного
из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны
незаконными.
Административный ответчик в обоснование своей позиции по
делу о соблюдении условий содержания административного истца представил
доказательства, в том числе справки, составленные должностными лицами ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской
области, фотографии умывальной комнаты,
техническую документацию, графики
помывки осужденных в банно-прачечном комплексе.
Как верно указал суд и установлено материалами дела,
в отряде № 1 находится умывальная комната, которая оборудована
умывальниками. В данной комнате расположен водонагреватель, подача горячей
воды путем нагрева холодной воды в
электрических водонагревателях не
прекращалась. Возможность осуществления всех необходимых гигиенических
процедур, в том числе в специально предусмотренных банных боксах не реже чем
два раза в неделю, не нарушает прав административного истца, что
свидетельствует о соблюдении административным ответчиком условий содержания
административного истца в ФКУ ИК-10 УФСИ России по Ульяновской области.
Доводы апелляционной жалобы были предметом
проверки суда первой инстанции, обоснованно и мотивированно отвергнуты по
основаниям, приведенным в судебном решении, и не ставят под сомнение законность
и обоснованность состоявшегося решения.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения суда
первой инстанции не имеется,
Руководствуясь
статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономаренко Романа
Сергеевича - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в
окончательной форме 02.09.2022.