Судебный акт
О проведении мероприятий антитеррористической защищенности
Документ от 23.08.2022, опубликован на сайте 07.09.2022 под номером 101450, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить финансирование МУ ДО «Сурская детская школа искусств им.А.В.Абуткова, обязании оснастить здание МУ ДО «Сурская детская школа искусств им.А.В.Абуткова стационарными или ручными металлоискателями, обеспечить охраной, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0009-02-2022-000314-05

Судья Мельникова О. В.                                                                 Дело №33-3211/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     23 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего    Пулькиной Н.А.,                      

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А. 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 5 мая 2022 года по делу №2-2-115/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить. 

Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, в срок до 01.09.2022 обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства муниципальному учреждению дополнительного образования «Сурская детская школа искусств им. А.В. Абуткова» на проведение работ по обеспечению здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, р.п. Сурское, ул. Советская, д. 44 стационарными или ручными металлоискателями, охраной объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать муниципальное учреждение дополнительного образования «Сурская детская школа искусств им. А.В. Абуткова» в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Сурский район» оснастить здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, р.п. Сурское, ул.Советская, д. 44 стационарными или ручными металлоискателями, охраной объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Сурского района Ульяновской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (МО) «Сурский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению дополнительного образования (МУ ДО) «Сурская детская школа искусств им.А.В.Абуткова» о возложении обязанности   обеспечить финансирование МУ ДО «Сурская детская школа искусств им.А.В.Абуткова, обязании оснастить здание МУ ДО «Сурская детская школа искусств им.А.В.Абуткова» стационарными или ручными металлоискателями, обеспечить охраной.

В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что вопреки требованиям пп. «б», «д» п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» здание МУ ДО «Сурская детская школа искусств им.А.В.Абуткова», отнесенное к объектам третьей категории опасности, не обеспечено стационарными или ручными металлоискателями, охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не  организована.

Выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности непосредственным образом влияют на безопасное пребывание обучающихся, посетителей, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Просил обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в срок до 01.09.2022 обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства муниципальному учреждению дополнительного образования «Сурская детская школа искусств им. А.В. Абуткова» на проведение работ по обеспечению здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, р.п. Сурское, ул. Советская, д. 44 стационарными или ручными металлоискателями, охраной объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать муниципальное учреждение дополнительного образования «Сурская детская школа искусств им. А.В. Абуткова» в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Сурский район» оснастить здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, р.п. Сурское, ул. Советская, д. 44, стационарными или ручными металлоискателями, охраной объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация МО «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить, принять по делу решение об установлении срока исполнения решения суда для администрации МО «Сурский район» в части финансирования соответствующих мероприятий до 01.04.2023.

В обоснование доводов жалобы указывает, что администрация не имеет возможности выделить денежные средства на приобретение металлоискатей, на охрану школы до 01.09.2022, так как финансирование указанных мероприятий не предусмотрено решением Совета депутатов МО «Сурский район» Ульяновской области от 01.12.2021 №36/1 «О бюджете муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», которое является главным финансовым документом администрации района.

Обращает внимание суда, что у администрации отсутствуют какие-либо дополнительные доходы, бюджет имеет недостаток средств на выплату заработной платы, коммунальных услуг, что подтверждается соответствующей информацией администрации от 06.04.2022 №922, имеющейся в материалах дела.

Кроме того, согласно пп. «г» п.2.1.3 соглашения, заключенного 05.03.2022 между администрацией и Министерством финансов Ульяновской области 50 % объема доходов, фактически полученных при исполнении бюджета МО сверх утвержденного решением о бюджете, администрация обязана направлять на выплату заработной платы, уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, оплату муниципальными учреждениями коммунальных услуг и твердого топлива.

Утверждает, что решение не содержит обоснования непринятия судом доводов административного ответчика о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, а также обоснования необходимости его исполнения до 01.09.2022. Указывает на наличие аналогичного судебного решения Карсунского районного суда от 11.03.2022 по делу №2-2-65/2022, по которому срок исполнения решения для администрации установлен до 01.03.2023.

Отмечает, что соответствующие расходы администрация сможет предусмотреть лишь при утверждении бюджета муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, после чего в срок до 01.04.2023 выделить денежные средства на соответствующие мероприятия. На финансирование  указанных мероприятий необходимо 1 111 120 руб., из которых           10 000 руб. – стоимость металлоискателя.

Кроме  прокурора, в заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (п.7 ч.1 ст.2 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (далее – Закон № 131-ФЗ).

Как следует из п.5 ч.1 ст.9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно паспорту безопасности МУ ДО «Сурская ДШИ им. А.В. Абуткова от 07.03.2020, утвержденному директором Сундуковой Е.В., МУ ДО «Сурская ДШИ им.А.В. Абуткова, расположенное по адресу: Ульяновская область, р.п. Сурское, ул.Советская, д. 44, относится к 3 категории опасности объекта (территории). 

В соответствии с пунктом 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно пункту 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. «б»); по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями            (пп. «д»).

Прокурором Сурского района Ульяновской области проведена проверка исполнения МУ ДО «Сурская ДШИ им. А.В.Абуткова» законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.

В ходе проверки установлено, что МУ ДО «Сурская ДШИ им. А.В. Абуткова»   стационарными или ручными металлоискателями не оснащено, охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована. 

Для устранения нарушений закона 30.06.2021 главе администрации МО «Сурский район» внесено представление, которое до настоящего времени в полном объеме не исполнено.

Разрешая спор и  удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции верно исходил из того, что, несмотря на возложенную на ответчика обязанность по соблюдению требований антитеррористического законодательства и обеспечения безопасности воспитанников  образовательного учреждения, данные требования не соблюдаются, а ранее внесенное прокурором представление в полном объеме не исполнено.

Поскольку МУ ДО «Сурская ДШИ им. А.В. Абуткова» является общеобразовательным учреждением, которому присвоена 3 категория опасности, в силу действующего законодательства необходимо оснащение объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями, охраной объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны,  суд пришел к правильному выводу об  удовлетворении исковых требований прокурора в части  обязания администрации МО  «Сурский район» Ульяновской области обеспечить финансирование, а МУ ДО «Сурская ДШИ им. А.В. Абуткова» в течение 3-х  месяцев со дня поступления финансирования выполнить необходимые мероприятия антитеррористической направленности.

Доводы апелляционной жалобы  о недостаточности финансирования не могут повлечь отмену решения суда.

Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем ДО «Сурская ДШИ им. А.В. Абуткова», обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Кроме того, изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции администрации МО «Сурский район» Ульяновской области как учредителя образовательного учреждения, в связи с чем возможность финансирования охраны учреждения за счет внебюджетных средств учреждения не может являться основанием для невыполнения обязанности, установленной вышеназванными законами.

Вместе с тем, поскольку установленный судом срок до 01.09.2022 является очевидно недостаточным, с учетом объема необходимых затрат, судебная коллегия  полагает  необходимым установить новый срок до 01.10.2022.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 5 мая 2022 года изменить в части установленного для администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области срока для обеспечения финансирования - выделения денежных средств муниципальному учреждению дополнительного образования «Сурская детская школа искусств им. А.В. Абуткова» на проведение работ по обеспечению здания школы стационарными или ручными металлоискателями, охраной объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, определив указанный срок до 01.10.2022.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи