Судебный акт
Об обязании провести ремонт детского сада
Документ от 23.08.2022, опубликован на сайте 07.09.2022 под номером 101449, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий и проведению работ по приведению здания МБДОУ детский сад с. Астрадамовка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0009-02-2022-000293-68

Судья Жучкова Ю. П.                                                                    Дело №33-3210/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     23 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                      

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 28 апреля 2022 года по делу №2-2-103/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в срок до 01.07.2022 обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с.Астрадамовка для проведения следующих работ в здании, расположенном по адресу: Ульяновская область Сурский район, с.Астрадамовка, ул. Больничная, д. 2, а именно:

- Для замены изношенных оконных рам приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, спальной старшей группы, спальной младшей группы, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения на стеклопакеты из ПВХ;

- Для замены изношенных дверей в помещениях приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода);

- Для доведения поверхности стен старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, спальной старшей группы, спальной младшей группы, приемной старшей группы, приемной младшей группы, складского помещения, пищеблока и входной группы (запасного выхода) до требований п. 2.5.3 Раздела II «Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- Для доведения полов гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода), актового зала, приемной старшей группы до требований п. 2.5.2 Раздела II «Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- Для доведения потолков входной группы (запасного выхода), складского помещения, спальной младшей группы до требований п. 2.5.3 Раздела II «Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Астрадамовка в течение 5 месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Сурский район» выполнить работы по ремонту здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Астрадамовка, ул. Больничная, д. 2, а именно:

- Провести замену изношенных оконных рам приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, спальной старшей группы, спальной младшей группы, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения на стеклопакеты из ПВХ;

- Провести замену изношенных дверей в помещениях приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода);

- Поверхность стен старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, спальной старшей группы, спальной младшей группы, приемной старшей группы, приемной младшей группы, складского помещения, пищеблока и входной группы (запасного выхода) довести до требований п. 2.5.3 Раздела II «Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- Полы гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода), актового зала, приемной старшей группы довести до требований п. 2.5.2 Раздела II «Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- Потолки входной группы (запасного выхода), складского помещения, спальной младшей группы довести до требований п. 2.5.3 Раздела II «Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, с использованием строительных и отделочных материалов при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия и допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Сурского района Ульяновской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к  администрации муниципального образования «Сурский район», МБДОУ детский сад с.Астрадамовка о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий и проведению работ по приведению здания МБДОУ детский сад с.Астрадамовка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование административных исковых требований указал, что прокуратурой Сурского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об основных гарантиях прав ребенка в деятельности МБДОУ детский сад с.Астрадамовка, в ходе которой выявлены нарушения.

Проверкой МБДОУ д/с с. Астрадамовка установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, влекущие необходимость его ремонта: оконные рамы приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, спальной старшей группы, спальной младшей группы, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения находятся в ветхом состоянии, прогнили, имеют дефекты, щели, их герметичность нарушена, возможность проведения проветривания помещений в любое время года, а также их чистка отсутствует; полы гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода), актового зала, приемной старшей группы имеют дефекты и повреждения, признаки деформации, линолеум изношен; двери приемной старшей группы, приемной младшей группы, туалетной комнаты, старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, пищеблока, гладильной, складского помещения, входной группы (основной), входной группы (запасного выхода), находятся в ветхом состоянии, деформированы, имеют дефекты, щели, их герметичное закрытие не обеспечивается; стены старшей групповой комнаты, младшей групповой комнаты, актового зала, спальной старшей группы, спальной младшей группы, оклеены обоями, имеют дефекты и повреждения, отделка стен приемной старшей группы и приемной младшей группы деформирована, на стенах складского помещения частично отсутствует чистовая отделка, стены пищеблока и входной группы (запасного выхода) имеют трещины, отслоение штукатурки, влажная обработка с применением моющих и дезинфицирующих средств невозможна; потолок входной группы (запасного выхода), складского помещения, спальной младшей группы имеет трещины, отслоения краски и штукатурки.

Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства непосредственным образом влияют на безопасное пребывание в образовательном учреждении воспитанников и персонала, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей.

Собственником помещения, расположенного по адресу: ул. Больничная, д. 2,    с. Астрадамовка, Сурский район, Ульяновская область, в котором размещено МБДОУ д/с с. Астрадамовка, является администрация МО «Сурский район» Ульяновской области.

Договором от 22.12.2014 № 8 (дополнительное соглашение от 22.12.2019) МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Сурский район» МБДОУ д/с с.Астрадамовка передано в оперативное управление вышеназванное здание сроком до 22.12.2024, при этом, согласно приложению № 1 к данному договору, его износ составил 100 %.

В соответствии с п. 1.6 Устава МБДОУ д/с с. Астрадамовка, утвержденного постановлением администрации МО «Сурский район» от 21.04.2017                                  №205-П-А учредителем учреждения является МО «Сурский район». От имени МО «Сурский район» функции и полномочия учредителя осуществляет администрация МО «Сурский район».

Таким образом, вопросы финансирования проведения ремонтных работ здания МБДОУ д/с с.Астрадамовка находятся в ведении исключительно собственника здания детского сада – администрации МО «Сурский район» Ульяновской области, которая, в том числе является главным распорядителем бюджета МО «Сурский район» в части расходов в сфере образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, прокурор просил обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в срок до 01.07.2022 обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Астрадамовка для проведения ремонтных работ в здании, расположенном по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Астрадамовка,  ул. Больничная, д. 2, а муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Астрадамовка - обязать в течение 5 месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «Сурский район» выполнить указанные в иске работы по ремонту здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Астрадамовка, ул. Больничная, д. 2.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация МО «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить, принять по делу решение об установлении срока исполнения решения суда для администрации МО «Сурский район» в части финансирования соответствующих мероприятий до 01.04.2023.

В обоснование доводов жалобы указывает, что администрация не имеет возможности выделить денежные средства на ремонт здания детского сада до 01.07.2022, так как финансирование указанных мероприятий не предусмотрено решением Совета депутатов МО «Сурский район» Ульяновской области от 01.12.2021 №36/1 «О бюджете муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», которое является главным финансовым документом администрации района. Обращает внимание суда, что у администрации отсутствуют какие-либо дополнительные доходы, бюджет имеет недостаток средств на выплату заработной платы, коммунальных услуг, что подтверждается соответствующей информацией администрации от 06.04.2022 №922, имеющейся в материалах дела. Кроме того, согласно пп. «г» п.2.1.3 соглашения, заключенного 05.03.2022 между администрацией и Министерством финансов Ульяновской области 50 % объема доходов, фактически полученных при исполнении бюджета МО сверх утвержденного решением о бюджете, администрация обязана направлять на выплату заработной платы, уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, оплату муниципальными учреждениями коммунальных услуг и твердого топлива. На финансирование  ремонтных работ необходимо 8 700 000 руб.

Утверждает, что решение не содержит обоснования непринятия судом доводов административного ответчика о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, а также обоснования необходимости его исполнения с учетом сроков обжалования до 01.07.2022. Указывает на наличие аналогичного судебного решения Карсунского районного суда от 11.03.2022 по делу №2-2-65/2022, по которому срок исполнения решения для администрации установлен до 01.03.2023.

Также судом не учтено, что согласно действующему градостроительному законодательству, прежде чем обеспечить финансирование мероприятий по ремонту здания детского сада необходимо заказать и изготовить проектно-сметную документацию на ремонт здания, для заказа и изготовления которой необходимо не менее 5 месяцев.

Отмечает, что в материалах дела отсутствует какой-либо акт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунской районе, подтверждающий несоответствие здания детского сада требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, следовательно, отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства. Полагает, что для подтверждения установленных нарушений, акта проверки прокуратуры от 04.03.2022 недостаточно. 

Кроме  прокурора, в заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

Статьей 5 Закона № 273-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающих, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Частью 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что к компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...») утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.

Разрешая спор и  удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции верно исходил из того, что, несмотря на возложенную на ответчиков обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологические требований и обеспечения безопасности воспитанников  образовательного учреждения, данные требования не соблюдаются. Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства непосредственным образом влияют на безопасное пребывание в образовательном учреждении воспитанников и персонала, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей. 

Как верно указано судом, вопросы финансирования проведения ремонтных работ здания МБДОУ д/с с.Астрадамовка находятся в ведении исключительно собственника здания детского сада – администрации МО «Сурский район» Ульяновской области, которая, в том числе является главным распорядителем бюджета МО «Сурский район» в части расходов в сфере образования. В связи с чем обязал администрацию МО «Сурский район» выделить денежные средства для проведения работ в МБДОУ д/с с.Астрадамовка, а  МБДОУ д/с с.Астрадамовка - выполнить работы по ремонту здания.  

Доводы апелляционной жалобы относительно недопустимости доказательств судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку факт наличия недостатков, перечисленных в акте прокурорской проверки, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Доводы о недопустимости указанного доказательства в суде первой инстанции ответчиком не приводился. Кроме того, поименованные в акте проверки недостатки носят очевидный характер и не требуют специальных познаний для их фиксации.

Вместе с тем, поскольку установленный судом срок  до 01.07.2022 на момент рассмотрения дела в суде апелляционной  инстанции истек, с учетом объема необходимых затрат, судебная коллегия  полагает  необходимым установить новый срок до 31.12.2022.

В связи с чем, решение суда в части установленного для администрации муниципального образования  «Сурский район» Ульяновской области срока финансирования ремонтных работ  подлежит  изменению.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 28 апреля 2022 года изменить в части установленного для администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области срока для обеспечения финансирования - выделения денежных средств муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с.Астрадамовка для проведения ремонтных работ, определив указанный срок до 31.12.2022.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи