Судебный акт
Об обязании провести мероприятия антитеррористической защищенности
Документ от 23.08.2022, опубликован на сайте 07.09.2022 под номером 101434, 2-я гражданская, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в обеспечении антитеррористической защищенности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-01-2022-000394-09

Судья Жучкова Ю.П.                                                                     Дело № 33-3221/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               23 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А. и Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1-203/2022 по  апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 4 мая 2022 года, по которому постановлено:

уточненные исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению Краснополковская общеобразовательная школа, администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в обеспечении антитеррористической защищенности удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования МО «Карсунский район» Ульяновской области в срок до 01.07.2022 предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по заключению договора на оказание охранных услуг через систему передачи тревожных сообщений с органами внутренних дел или оборудовать канал передачи в ситуационные центры «Службы 112» по зданию Краснополковская общеобразовательная школа, расположенного по адресу: Ульяновская область, Карсунский район, с. Краснополка, ул. Колхозная,д.52.

Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Краснополковская общеобразовательная школа в течение 2 месяцев со дня поступления финансирования из администрации МО «Карсунский район» принять меры по заключению договора на оказание услуг по передаче тревожных сообщений с органами внутренних дел или оборудовать канал передачи в ситуационные центры «Службы 112».

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

установила:

 

Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к МКОУ Краснополковская ОШ, администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в обеспечении антитеррористической защищенности.

В обоснование иска указал, что проведенная в январе 2022 года проверка соблюдения в образовательных учреждениях района требований антитеррористической безопасности показала, что должностные лица МКОУ Краснополковская ОШ допускают нарушения действующего законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений.

В  нарушение требований норм  законодательства  МКОУ Краснополковская ОШ не заключила  договор на охранные услуги через систему тревожной сигнализации, что не гарантирует бесперебойную работу системы охраны и защиту здоровья и жизни несовершеннолетних обучающихся, учителей, персонала. Указанные во внесенном на имя начальника МКУ «Управление образования администрации МО «Карсунский район» 14.01.2022 представлении нарушения закона не устранены.

По мнению истца, нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих школу, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и указанных нормативных правовых актах.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просил суд обязать администрацию МО «Карсунский район» Ульяновской области в срок до 01.07.2022 предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по заключению договора на оказание охранных услуг через систему передачи тревожных сообщений с органами внутренних дел или оборудовать канал передачи в ситуационные центры «Службы 112» по зданию Краснополковская общеобразовательная школа, расположенного по адресу: Ульяновская область, Карсунский район, с. Краснополка, ул. Колхозная, д.52. Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Краснополковская общеобразовательная школа в течение 2 месяцев со дня поступления финансирования из администрации МО «Карсунский район» принять меры по заключению договора на оказание услуг по передаче тревожных сообщений с органами внутренних дел или оборудовать канал передачи в ситуационные центры «Службы 112».

Судом к участию в деле в качестве третьего лица  привлечено  муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация МО  «Карсунский район» Ульяновской области просит решение Карсунского районного суда Ульяновской области отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что вопреки мнению суда МКОУ Краснополковская ОШ относится к объекту 4 категории опасности. Для таких помещений, исходя из пп. «г» п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», обязанность администрации по организации передачи тревожного сигнала в подразделения Росгвардии не предусмотрена. Основания, по которым образовательная организация должна заключить возмездный договор, истцом не приведены. Оплата охранных услуг  в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области. На финансирование  услуг  по  контролю состояния технических средств  охраны необходимо 7840 руб. 55 коп.

Кроме  прокурора, в заседание суда апелляционной инстанции, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и  месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (п.7 ч.1 ст.2 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (далее – Закон № 131-ФЗ).

Как следует из п.5 ч.1 ст.9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019                № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В соответствии с пп.«г» п.24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются  также мероприятия по  оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;

Из материалов дела следует, что МКОУ Краснополковская ОШ относится к 4 категории опасности объекта  (территории), согласно паспорту безопасности.

Прокурором  Карсунского района Ульяновской области проведена проверка исполнения МКОУ Краснополковская ОШ законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения, в ходе которой установлено, что образовательным учреждением  не заключен договор  на оказание услуг по передаче тревожных сообщений  в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Для устранения нарушений закона 14.01.2022 начальнику МКУ «Управление образования администрации МО «Карсунский район» внесено представление.

Согласно поступившему ответу от 18.02.2022 на данный акт прокурорского реагирования требования прокурора в данной части не исполнены в связи с дефицитом средств.

Разрешая спор и  удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции верно исходил из того, что, несмотря на возложенную на ответчика обязанность по соблюдению требований антитеррористического законодательства и обеспечения безопасности воспитанников  образовательного учреждения, данные требования не соблюдаются, а ранее внесенное прокурором представление в полном объем не исполнено.

Поскольку МКОУ Краснополковская ОШ является общеобразовательным учреждением, которому присвоена 4 категория опасности, в силу действующего законодательства необходимо оснащение объекта (территории) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»,  суд пришел к правильному выводу об  удовлетворении исковых требований прокурора в части  обязания администрации МО  «Карсунский район» Ульяновской области обеспечить финансирование, а МКОУ Краснополковская ОШ в течение 2-х  месяцев со дня поступления финансирования из администрации МО «Карсунский район»  принять меры по заключению договора  на оказание  охранных  услуг через систему передачи тревожных сообщений или оборудовать канал передачи в ситуационный центра «Службы 112».

Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждается, что договор  на оказание  охранных  услуг через систему передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или  в ситуационный центр  «Службы 112»  не заключен.

Доводы апелляционной жалобы  о том, что оплата  охранных услуг в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области, не могут повлечь отмену решения суда.

Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МКОУ Краснополковская ОШ, обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Кроме того, изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области как учредителя образовательного учреждения, в связи с чем возможность финансирования охраны учреждения за счет внебюджетных средств учреждения не может являться основанием для невыполнения обязанности, установленной вышеназванными законами.

Вместе с тем, поскольку установленный судом срок  до 01.07.2022 на момент рассмотрения дела в суде апелляционной  инстанции истек, с учетом объема необходимых затрат, судебная коллегия  полагает  необходимым установить новый срок до 01.09.2022.

В связи с чем, решение суда в части установленного для администрации муниципального образования  «Карсунский район» Ульяновской области срока финансирования мероприятий по заключению договора на оказание охранных услуг через систему передачи тревожных сообщений или в  ситуационные центры «Службы 112»  подлежит  изменению.

Одновременно судебная коллегия учитывает, что указание судом в резолютивной части решения на необходимость заключения договора на оказание охранных услуг через систему передачи тревожных сообщений с органами внутренних дел, вместо подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, является опиской, которая подлежит исправлению судом первой инстанции в порядке ст.200 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 4 мая 2022 года изменить в части установленного для администрации муниципального образования МО «Карсунский район» Ульяновской области срока для изыскания и обеспечения финансирования мероприятий по заключению договора на оказание охранных услуг через систему передачи тревожных сообщений с органами внутренних дел или оборудовать канал передачи в ситуационные центры «Службы 112» по зданию Краснополковской общеобразовательной школы, определив указанный срок до 01.09.2022.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи