Судебный акт
О включении в Список детей-сирот на обеспечение жилым помещением
Документ от 16.08.2022, опубликован на сайте 02.09.2022 под номером 101413, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-001523-53

Судья Богомолов С.В.                                                                          Дело № 33-3184/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     16 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Котельниковой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1353/2022 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда                  г. Ульяновска от 22 апреля 2022 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Горячевой Нины Андреевны удовлетворить.

Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области включить Горячеву Нину Андреевну в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.    

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Гнусаревой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Горячевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Горячева Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности включить в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда. В обоснование иска указала, что она является сиротой с 2004 года. В сентябре 2019 года обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях. 19 сентября 2019 года комиссия по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях вынесла решение об отказе, в связи с тем, что в случае вселения в жилое помещение, расположенное по адресу: ***, она будет обеспечена учетной нормой общей площади. С решением ответчика она не согласна. На основании решения Майнского районного суда Ульяновской области от 28 декабря 2004 года ее родители были лишены родительских прав. В соответствии с постановлением № 2 от 13 января 2005 года она была направлена в  государственное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также были приняты меры по сохранению за ней права пользования жилым помещением по адресу: ***. Она воспитывалась в областном государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «***». С 2020 года по настоящее время она проходит обучение в Ульяновском государственном *** университете ***. На закрепленной за ней жилой площади, расположенной по адресу: ***, прописана ее мать, лишенная родительских прав. Данное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, жилой площадью 48 кв.м, является муниципальной собственностью. В данном жилом помещении прописаны четыре человека: она, ее мать, Горячев С.А., Горячева Е.А. Просила признать отказ Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 23 сентября 2019 года незаконным, обязать ответчика включить ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Горячева С.А., областное государственное казенного учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Орбита» действующее в интересах несовершеннолетней Г*** Е.А., администрацию муниципального образования «Майнский район», муниципальное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: ***, общей площадью 48,6 кв.м, в котором в настоящее время никто не проживает. Комиссия отказала истцу в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, так как в случае вселения в указанное жилое помещение, она будет обеспечена учетной нормой общей площади. Кроме того, согласно договору социального найма жилого помещения от 31 июля 2020 года № 06-2020, заключенному с Горячевым С.А. (брат истца), совместно с нанимателем в жилое помещение вселились члены семьи: Горячева Н.А., Г*** Е.А., Г*** С.К. Сведения о членах семьи нанимателя указываются на основании заявления последнего, соответственно, наниматель сам указал свою мать в качестве члена семьи.  Обращает внимание, что истец в ходе судебного заседания в суде первой инстанции поясняла, что в указанном жилом помещении никто не проживает, то есть спорная квартира не является местом жительства ее матери. Соответственно, в настоящее время истцу ничего не препятствует проживать в данной квартире, в которой она обеспечена учетной нормой жилья.

В возражениях на апелляционную жалобу Горячева Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заочным решением Майнского районного суда Ульяновской области от 28 декабря 2004 года Г*** С.К. и Г*** А.В. лишены родительских прав в отношении детей: Горячева Сергея, *** года рождения, Горячевой Нины, *** года рождения, Горячевой Татьяны, *** года рождения (л.д. 12-14).

Постановлением главы Майнского района № 2 от 13 января 2005 года несовершеннолетние Горячев Сергей, Горячева Нина, Горячева Татьяна помещены в государственное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за несовершеннолетними закреплено жилье по месту регистрации: *** (л.д. 15).

Решением Комиссии Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 23 сентября 2019 года по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях истцу отказано в установлении факта невозможности ее проживания в ранее закрепленном жилом помещении, расположенном по адресу: ***, так как при ее вселении в указное жилое помещение она будет обеспечена учетной нормой общей площади (л.д. 11).

Полагая указанное решение комиссии незаконным, Горячева Н.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определят Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ЗО установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что  проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно (подп. 1);  жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством (подп. 2); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 3); иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство (подп. 4).

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области урегулированы Законом Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО).

Статьей 2 Закона Ульяновской области № 159-ЗО установлено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 1 ст. 3  Закона Ульяновской области № 159-ЗО определено, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в случае проживания в ранее занимаемом жилом помещении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в их выселении либо в принудительном обмене жилого помещения по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации).

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Ульяновской области (п. 2 ст. 3).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 марта 2013 года №96-П утверждено Положение о порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее – Положение № 96-П).

Пунктами 2, 3 Положения № 96-П установлено, что для установления факта невозможности проживания детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях законные представители этих детей представляют в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения заявление об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, а также ряд документов, в том числе: договор социального найма жилого помещения, подтверждающий право пользования ребенком-сиротой, лицом из числа детей-сирот жилым помещением в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя (в случае наличия такого договора); документ, подтверждающий невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, если такой документ (сведения, содержащиеся в нем) не находится в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

К документам, подтверждающим невозможность проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, в том числе относятся: вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (в случае, если основанием для установления факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство, указанное в абзаце втором подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ); решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством (в случае, если основанием для признания невозможным проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство, указанное в подпункте 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ); документ, содержащий сведения о проживающих в ранее занимаемом жилом помещении (в случае, если основанием для признания невозможным проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство, указанное в подпункте 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ).

В соответствии с п. 6 Положения № 196-П уполномоченный орган не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации заявления принимает одно из следующих решений: об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении; об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: ***, которое было закреплено в том числе за истцом, представляет собой  трехкомнатную квартиру общей площадью 48 кв.м (л.д. 74-78).

Данное жилое помещение находится в собственности МО «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области и в отношении него с Горячевым С.А. (нанимателем) 31 июля 2020 года заключен договор социального найма, при этом в качестве членов семьи нанимателя указаны его сестры: Горячева Н.А., *** года рождения, Г*** Е.А., *** года рождения, а также их мать, лишенная родительских прав.

Кроме того, право пользования указанным жилым помещением постановлением главы Майнского района Ульяновской области № 2 от 13 января 2005 года было сохранено также за  Горячевой Т.А., о чем указано выше.

Из акта проверки сохранности жилого помещения, составленного начальником отдела опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации МО «Майнский район» Ульяновской области 18 апреля 2019 года, следует, что в жилом помещении зарегистрированы: Горячева Н.А., *** года рождения (не проживает), Г*** А.В., *** года рождения (умер), Г*** С.К., *** года рождения (не проживает), Горячев С.А., *** года рождения (не проживает), Горячева Т.А., *** года рождения (не проживает). Г*** Е.А., *** года рождения (не проживает). Заключение: жилое помещение сохраняется и находится в удовлетворительном состоянии, проживание несовершеннолетних в данном жилом помещении возможно после проведения косметического ремонта, замены оконных блоков, сан.техники и подходящих к ним труб (л.д. 74-75).

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку правом пользования указанным выше жилым помещением обладают пять человек, доказательств утраты такого права у кого-либо из этих пяти человек не представлено, учетная норма площади жилого помещения в Майнском районе Ульяновской области составляет 12 кв.м, Горячева Н.А. не обеспечена учетной нормой жилья, а потому в силу пп. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ  проживание истца в ранее предоставленном (закрепленном) жилом помещении невозможно.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм закона суд первой инстанции правомерно возложил на Министерство обязанность включить Горячеву Н.А. в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.    

Вопреки доводам апелляционной жалобы, сам по себе факт непроживания в настоящее время в квартире матери истца, лишенной родительских прав, но имеющей право там проживать, не свидетельствует о том, что истец Горячева Н.А. обеспечена учетной нормой жилой площади.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  22.08.2022.