УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-001523-53
Судья Богомолов С.В.
Дело № 33-3184/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Котельниковой
С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1353/2022
по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 22
апреля 2022 года, по которому постановлено:
исковые требования
Горячевой Нины Андреевны удовлетворить.
Обязать Министерство семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области включить Горячеву Нину Андреевну в
Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя
Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области Гнусаревой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
Горячевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Горячева Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области (далее – Министерство) о возложении обязанности включить в Список детей
– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда. В обоснование иска указала, что она является сиротой с 2004 года. В
сентябре 2019 года обратилась в Министерство семейной, демографической политики
и социального благополучия Ульяновской области с заявлением по установлению
факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях. 19 сентября 2019 года комиссия
по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях вынесла решение об
отказе, в связи с тем, что в случае вселения в жилое помещение, расположенное
по адресу: ***, она будет обеспечена учетной нормой общей площади. С решением
ответчика она не согласна. На основании решения Майнского районного суда
Ульяновской области от 28 декабря 2004 года ее родители были лишены
родительских прав. В соответствии с постановлением № 2 от 13 января 2005 года
она была направлена в государственное
общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также были приняты меры по сохранению за ней права
пользования жилым помещением по адресу: ***. Она воспитывалась в областном
государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей – Майнский специальный (коррекционный) детский дом для
детей с ограниченными возможностями здоровья «***». С 2020 года по настоящее
время она проходит обучение в Ульяновском государственном *** университете ***.
На закрепленной за ней жилой площади, расположенной по адресу: ***, прописана
ее мать, лишенная родительских прав. Данное жилое помещение представляет собой
трехкомнатную квартиру, жилой площадью 48 кв.м, является муниципальной
собственностью. В данном жилом помещении прописаны четыре человека: она, ее
мать, Горячев С.А., Горячева Е.А. Просила признать отказ Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 23
сентября 2019 года незаконным, обязать ответчика включить ее в Список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению
жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда
Ульяновской области.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора,
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Горячева С.А.,
областное государственное казенного учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей – Майнский специальный (коррекционный)
детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Орбита»
действующее в интересах несовершеннолетней Г*** Е.А., администрацию
муниципального образования «Майнский район», муниципальное учреждение «Комитет
по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации
муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области» и, рассмотрев
спор по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики
и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным
и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что за истцом было
закреплено жилое помещение по адресу: ***, общей площадью 48,6 кв.м, в котором
в настоящее время никто не проживает. Комиссия отказала истцу в установлении
факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, так как в
случае вселения в указанное жилое помещение, она будет обеспечена учетной
нормой общей площади. Кроме того, согласно договору социального найма жилого
помещения от 31 июля 2020 года № 06-2020, заключенному с Горячевым С.А. (брат истца),
совместно с нанимателем в жилое помещение вселились члены семьи: Горячева Н.А.,
Г*** Е.А., Г*** С.К. Сведения о членах семьи нанимателя указываются на
основании заявления последнего, соответственно, наниматель сам указал свою мать
в качестве члена семьи. Обращает
внимание, что истец в ходе судебного заседания в суде первой инстанции поясняла,
что в указанном жилом помещении никто не проживает, то есть спорная квартира не
является местом жительства ее матери. Соответственно, в настоящее время истцу
ничего не препятствует проживать в данной квартире, в которой она обеспечена
учетной нормой жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу Горячева Н.А. просит
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства
судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и
следует из материалов дела, заочным решением Майнского районного суда
Ульяновской области от 28 декабря 2004 года Г*** С.К. и Г*** А.В. лишены
родительских прав в отношении детей: Горячева Сергея, *** года рождения,
Горячевой Нины, *** года рождения, Горячевой Татьяны, *** года рождения (л.д.
12-14).
Постановлением главы
Майнского района № 2 от 13 января 2005 года несовершеннолетние Горячев Сергей,
Горячева Нина, Горячева Татьяна помещены в государственное общеобразовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за
несовершеннолетними закреплено жилье по месту регистрации: *** (л.д. 15).
Решением Комиссии Министерства семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области от 23 сентября 2019
года по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях истцу
отказано в установлении факта невозможности ее проживания в ранее закрепленном
жилом помещении, расположенном по адресу: ***, так как при ее вселении в
указное жилое помещение она будет обеспечена учетной нормой общей площади (л.д.
11).
Полагая указанное решение комиссии незаконным, Горячева Н.А.
обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц,
потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя,
определят Федеральный закон от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №
159-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ЗО
установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые
помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста
18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения
совершеннолетия.
По
заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом
данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им
по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях
социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях,
создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального
образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной
службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных
учреждениях.
В
соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9
данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с
пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом
пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста
14 лет.
Порядок
формирования списка, форма
заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для
включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об
отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Пунктом
4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или
членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками
которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам
указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание
на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских
прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при
наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном
обмене жилого помещения в соответствии с частью 3
статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих
тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4
части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем,
при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно
(подп. 1); жилые помещения признаны
непригодными для проживания по основаниям и в порядке,
которые установлены жилищным законодательством (подп. 2); общая площадь жилого
помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении,
менее учетной нормы
площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в
результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (подп. 3); иное установленное законодательством субъекта
Российской Федерации обстоятельство (подп. 4).
Согласно
п. 5 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ порядок установления факта
невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей
нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются,
устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Отношения,
связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области урегулированы Законом Ульяновской области от
21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО).
Статьей 2 Закона Ульяновской области № 159-ЗО
установлено, что право на обеспечение специализированными жилыми
помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты,
ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право
на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в
порядке, предусмотренным статьей 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и
достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 1 ст. 3 Закона Ульяновской области № 159-ЗО
определено, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных
лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 4
статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
а также в случае проживания в ранее занимаемом жилом помещении лиц, страдающих
хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих
медицинских организациях (при наличии вступившего в законную силу решения суда
об отказе в их выселении либо в принудительном обмене жилого помещения по
основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом
Российской Федерации).
Порядок
установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых
жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам
социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается
Правительством Ульяновской области (п. 2 ст. 3).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 25 марта 2013 года №96-П утверждено Положение
о порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях,
нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо
собственниками которых они являются (далее – Положение № 96-П).
Пунктами 2, 3 Положения № 96-П установлено, что для установления
факта невозможности проживания детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в ранее
занимаемых жилых помещениях законные представители этих детей представляют в
исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный
в сфере социальной защиты населения заявление об установлении факта
невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, а
также ряд документов, в том числе: договор социального найма жилого помещения,
подтверждающий право пользования ребенком-сиротой, лицом из числа детей-сирот
жилым помещением в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя (в случае
наличия такого договора); документ, подтверждающий невозможность проживания в
ранее занимаемом жилом помещении, если такой документ (сведения, содержащиеся в
нем) не находится в распоряжении государственных органов, органов местного
самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организаций.
К
документам, подтверждающим невозможность проживания ребенка-сироты, лица из
числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, в том числе относятся:
вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене
жилого помещения в соответствии с частью 3
статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (в случае, если
основанием для установления факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица
из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является
обстоятельство, указанное в абзаце втором
подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ); решение
о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан по основаниям и
в порядке, которые установлены жилищным законодательством (в случае, если
основанием для признания невозможным проживания ребенка-сироты, лица из числа
детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство,
указанное в подпункте 2
пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ); документ,
содержащий сведения о проживающих в ранее занимаемом жилом помещении (в случае,
если основанием для признания невозможным проживания ребенка-сироты, лица из
числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство,
указанное в подпункте 3
пункта 4 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ).
В
соответствии с п. 6 Положения № 196-П уполномоченный орган не позднее 30
рабочих дней со дня регистрации заявления принимает одно из следующих решений:
об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа
детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении; об отказе в установлении факта
невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее
занимаемом жилом помещении.
Из
материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: ***, которое было
закреплено в том числе за истцом, представляет собой трехкомнатную квартиру общей площадью 48 кв.м
(л.д. 74-78).
Данное
жилое помещение находится в собственности МО «Майнское городское поселение»
Майнского района Ульяновской области и в отношении него с Горячевым С.А.
(нанимателем) 31 июля 2020 года заключен договор социального найма, при этом в
качестве членов семьи нанимателя указаны его сестры: Горячева Н.А., *** года
рождения, Г*** Е.А., *** года рождения, а также их мать, лишенная родительских
прав.
Кроме
того, право пользования указанным жилым помещением постановлением главы
Майнского района Ульяновской области № 2 от 13 января 2005 года было сохранено
также за Горячевой Т.А., о чем указано
выше.
Из акта проверки
сохранности жилого помещения, составленного начальником отдела опеки и
попечительства МУ «Управление образования администрации МО «Майнский район»
Ульяновской области 18 апреля 2019 года, следует, что в жилом помещении
зарегистрированы: Горячева Н.А., *** года рождения (не проживает), Г*** А.В., ***
года рождения (умер), Г*** С.К., *** года рождения (не проживает), Горячев
С.А., *** года рождения (не проживает), Горячева Т.А., *** года рождения (не
проживает). Г*** Е.А., *** года рождения (не проживает). Заключение: жилое
помещение сохраняется и находится в удовлетворительном состоянии, проживание
несовершеннолетних в данном жилом помещении возможно после проведения
косметического ремонта, замены оконных блоков, сан.техники и подходящих к ним
труб (л.д. 74-75).
Установив
данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том,
что поскольку правом пользования указанным выше жилым помещением обладают пять
человек, доказательств утраты такого права у кого-либо из этих пяти человек не
представлено, учетная норма площади жилого помещения в Майнском районе
Ульяновской области составляет 12 кв.м, Горячева Н.А. не обеспечена учетной
нормой жилья, а потому в силу пп. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ проживание истца в ранее предоставленном
(закрепленном) жилом помещении невозможно.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм
закона суд первой инстанции правомерно возложил на Министерство обязанность
включить Горячеву Н.А. в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению
жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда
Ульяновской области.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, сам по себе факт
непроживания в настоящее время в квартире матери истца, лишенной родительских
прав, но имеющей право там проживать, не свидетельствует о том, что истец
Горячева Н.А. обеспечена учетной нормой жилой площади.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 апреля 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики
и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.08.2022.