УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0006-01-2022-000558-64
Судья Гаврилова Е.И.
Дело № 33-3204/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 19 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Потапова
Владимира Викторовича на решение Барышского городского суда Ульяновской области
от 4 мая 2022 года по делу № 2-355/2022, которым постановлено:
исковые требования Потапова Владимира Викторовича к Государственному
учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской
области о признании решения об отказе в назначении страховой
пенсии незаконным, об обязывании включить в
стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, период работы и назначить
страховую пенсию по старости – оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Потапова
В.В., его представителя – адвоката Дырдиной Е.В., поддержавших доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Потапов В.В. обратился в суд с иском к
Государственному учреждению -
Отделению Пенсионного фонда Российской Федераци по Ульяновской области (далее
- ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области, пенсионный орган) о признании решения об
отказе в назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов в стаж,
назначении страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что в связи
с достижением пенсионного возраста 1 декабря 2021 года он обратился к ответчику
с заявлением о назначении страховой
пенсии по старости. Решением ответчика от 8 февраля 2022 года в назначении
данной пенсии ему отказано, при этом в его стаж не был включен период работы с 19
февраля 1993 года по 4 августа 2008 года в качестве слесаря по ремонту
автомашин в Барышском АОЗТ «***». Трудовая книжка находилась в отделе кадров
АОЗТ «***», о чем свидетельствует запись о переименовании предприятия на ЗАО «***»,
то есть он осуществлял трудовую деятельность на данном предприятии. Просил
признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении страховой пенсии
по старости, обязать ответчика включить в страховой стаж указанный период
работы и назначить страховую пенсию по
старости с даты обращения – с 1 декабря 2021 года.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Потапов В.В. считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на доводы,
аналогичные доводам, изложенным в иске. Просит учесть, что спорный период его
работы указан в трудовой книжке, которая является основным документом,
подтверждающим периоды работы. Полагает, что отсутствие в архивах документов о
его работе в АОЗТ «***», не может быть поставлено ему в вину. Спорный стаж его
работы подтвердили допрошенные в суде первой инстанции свидетели, работавшие
вместе с ним в той же организации. Считает, что судом дана неверная оценка
показаниям данных свидетелей. По мнению автора жалобы, неуплата работодателем
страховых взносов не может служить основанием для отказа во включении в стаж
спорного периода.
В возражениях на жалобу ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области
просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Потапов
В.В., *** года рождения, 1 декабря 2021 года обратился в ГУ-ОПФ РФ по
Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии (л.д. 103-105).
Решением ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области от 8 февраля 2022
года Потапову В.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости в
соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального
пенсионного коэффициента; рекомендовано обратиться с заявлением о назначении
социальной пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального
закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации» по достижении возраста 70 лет при условии
постоянного проживания в Российской Федерации (л.д. 97-100).
В страховой стаж истца ответчиком были включены периоды его
работы и иной деятельности общей продолжительностью 19 лет 10 месяцев 13 дней;
общий трудовой стаж истца по состоянию на 1 января 2002 года, учитываемый в
целях оценки пенсионных прав застрахованного лица, по расчету ответчика
составил 18 лет 6 месяцев 5 дней; общая величина индивидуального пенсионного
коэффициента – 18,981, что менее 21, требуемого для установления страховой
пенсии по старости в 2021 году.
В стаж при назначении страховой пенсии по старости в
соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» по имеющимся документам и сведениям индивидуального
лицевого счета Потапову В.В. ответчиком не засчитан период работы с 19 февраля
1993 года по 4 августа 2008 года в Барышском АОЗТ «***» в связи с отсутствием в
выписке из лицевого счета застрахованного лица сведений о периодах трудовой или
иной общественно полезной деятельности и заработке за период до регистрации в
системе обязательного пенсионного страхования и в сведениях о страховом стаже и
страховых взносах застрахованного лица с 1 января 2002 года; согласно ответу на
запрос о дополнении индивидуального лицевого счета от 2 февраля 2022 года, ЗАО
«***» снято с учета 28 декабря 2016 года в связи с ликвидацией вследствие
банкротства; за период с 1999 года по 2001 год сведения индивидуального
(персонифицированного) учета в целом по страхователю представлены на весь фонд
оплаты труда; за период с 2002 года по 2008 год сведения индивидуального
(персонифицированного) учета в целом по страхователю представлены. Согласно архивной
справке администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской
области отдела по архивам документы о стаже и заработной плате за 1993-2002
годы Барышского АОЗТ «***» в муниципальный архив не поступали.
Полагая незаконным отказ во включении в стаж, дающий право
на назначение пенсии по старости, периода работы в АОЗТ «***», а также в
назначении страховой пенсии по старости, Потапов В.В. обратился в суд с
настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил
из того, что период работы истца в АОЗТ «***» не подтвержден ни первичными
документами, ни показаниями свидетелей, ни сведениями индивидуального лицевого
счета.
Однако данные выводы суда основаны на неправильном
применении к спорным правоотношениям норм материального права, что в силу ч. 1
ст. 330 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации является
основанием для отмены судебного решения.
Конституцией
Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное
государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1
статьи 7).
В
силу частей 1
и 2 статьи 39
Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и
социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное
право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому
договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках
системы обязательного пенсионного страхования.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии установлены Федеральным законом
от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный
закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Статья 3 Федерального закона № 400-ФЗ
определяет страховую пенсию как ежемесячную денежную выплату в целях
компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и
вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности
вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи
застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца,
утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую
определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным
Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата
заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются
и не требуют доказательств; страховой стаж - учитываемая при определении права
на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и
(или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы
в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в
страховой стаж.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8
Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости
имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)
(с учетом положений, предусмотренных приложением 6
к данному Федеральному закону).
Страховая
пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч.
2 ст. 8).
Страховая
пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8).
В
2021 году страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 12 лет
страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере
не ниже 21.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального
закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной
деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами,
указанными в части 1
статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти
периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ
предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые
предусмотрены статьями 11
и 12
данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом
от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании
сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и
(или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими
государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
При
подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11
и 12
данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом
от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании
сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального
закона № 400-ФЗ).
При
подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации,
предусмотренные статьей 11
данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом
от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на
основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в
связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и
тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях
допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более
свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их
хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14
Федерального закона № 400-ФЗ).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015 утверждены
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых
пенсий (далее – Правила № 1015).
Пунктом
2 Правил № 1015 установлено, что в
страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности,
которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными
в соответствии с Федеральным законом
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии,
что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный
фонд Российской Федерации.
Пунктом
4 Правил № 1015 предусмотрено, что при подсчете страхового стажа
подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды,
предусмотренные пунктом 2 данных Правил, до регистрации
гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве
застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых
работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подп. «а»);
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации
гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений
индивидуального (персонифицированного) учета (подп. «б»).
В
соответствии с п. 10 Правил № 1015
периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального
(персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы
либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы
подтверждаются документами, указанными в пунктах 11
- 17
данных Правил.
Согласно п. 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды
работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При
отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся
неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах
работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые
договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством,
действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые
книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими
государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета
и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно
записям в трудовой книжке Потапова В.В. 19 февраля 1993 года он был принят в
Барышское АОЗТ «***» слесарем по ремонту автомашин (приказ №12, параграф 4, от
19 февраля 1993 года; 15 октября 2002 года – АОЗТ «***» переименовано в ЗАО «***»
(приказ № 56 от 15 октября 2002 года); 4 августа 2008 года истец уволен по
собственному желанию, п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации
(приказ № 42 от 4 августа 2008 года) (л.д. 11).
Материалами дела подтверждено что Потапов В.В.
зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета 9
октября 2008 года, то есть после его увольнения из ЗАО «***».
С учетом приведенных выше норм закона, даты регистрации
истца в системе индивидуального (персонифицированного) учета, наличия у него
трудовой книжки с записями о работе в АОЗТ (ЗАО) «***» с 19 февраля 1993 года
по 4 августа 2008 года, к оформлению которой при обращении Потапова В.В. с
заявлением о назначении пенсии вопросов у ответчика не возникло, вывод суда
об отсутствии оснований для зачета в
общий страховой стаж спорного периода работы истца в АОЗТ (ЗАО) «***» нельзя
признать правомерным.
Из материалов дела следует, что в период работы Потапова
В.В. в АОЗТ (ЗАО) «***» руководителем организации являлся Е*** Е.Я.
Согласно сведениям пенсионного органа, представленным по
запросу суда апелляционной инстанции, Е*** Е.Я. с 14 декабря 2008 года является
получателем страховой пенсии по старости. Согласно записям в трудовой книжке Е***
Е.Я. в период с 19 ноября 1982 года по 31 июля 2014 года он работал в
Хозрасчетном прорабском участке (после переименования – ЗАО «***»). Данные
обстоятельства также подтверждаются выпиской из индивидуального лиц*** Е.Я.
зарегистрирован 1 февраля 2000 года; в выписке из индивидуального лицевого
счета Е*** Е.Я. отражены периоды его трудовой деятельности в ЗАО «***», имевшие
место до 1 февраля 2000 года, в том
числе сведения о заработной плате. Период работы Е*** Е.Я. в ЗАО «***» включен
в его трудовой (страховой) стаж для назначения страховой пенсии по старости.
В представленных в суд апелляционной инстанции письменных и
нотариально удостоверенных пояснениях Е*** Е.Я. последний подтверждает факт
работы Потапова В.В. в спорный период в АОЗТ (ЗАО) «***».
Согласно справке ГУЗ «Барышская районная больница» Е*** Е.Я.
имеет ряд диагнозов и хронических заболеваний, по состоянию здоровья не может
передвигаться.
Допрошенный в суде апелляционной инстанции по ходатайству
истца свидетель О*** П.Н. также подтвердил факт совместной работы с Потаповым
В.В. в АОЗТ (ЗАО) «***».
Из материалов дела также следует, что АОЗТ (ЗАО) «***»
являлось действующим юридическим лицом, ежегодно, в том числе в годы работы
Потапова В.В., в целом по организации предоставлялись в пенсионный орган
сведения и декларации по страховым взносам (единому социальному налогу) (л.д.
37-96).
Принимая во внимание совокупность собранных по делу
доказательств как письменных (записи в трудовой книжке), так и устных
(показания свидетелей), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии
предусмотренных законом оснований для включения в общий и страховой стаж
Потапова В.В. периода его работы в АОЗТ (ЗАО) «***» с 19 февраля 1993 года по 4
августа 2008 года.
Поскольку стаж работы Потапова В.В. в АОЗТ (ЗАО) «***»
установлен не только на основании показаний свидетелей, а на основании
совокупности доказательств, в том числе
основного документа о трудовой деятельности – трудовой книжки, изложенные
ответчиком в возражениях доводы об ограничениях при включении периодов в стаж
на основании свидетельских показаний, судебной коллегией отклоняются.
Пунктом
42 Правил № 1015 установлено, что периоды работы, предусмотренные подпунктом
«а» пункта 2 данных Правил, условием включения которых в страховой
стаж является подтверждение уплаты обязательных платежей, и периоды работы,
предусмотренные подпунктом
«б» пункта 2 данных Правил, свидетельскими показаниями не
подтверждаются.
В
соответствии с п. 43 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются
документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в
установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской
Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из
положений статьи 3
Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том
числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в
соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение
достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер
страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В
силу пунктов 1,
2 статьи 11
Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по
месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании
данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании
приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о
каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах
деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный
фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных
лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение
указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке
и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1
Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В
соответствии со статьей 28
Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»
работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых
для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования.
По
смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный)
учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в
соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе
страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов,
обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь
(работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом
работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах
деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения
которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в
индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи
(работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых
ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования.
Постановлением
Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П пункт 1
статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» и абзац третий
пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный
пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции
Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1
и 2),
39 (части 1
и 2),
45 (часть 1)
и 55 (часть 3),
в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с
иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и
размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании
достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав
застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших
предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на
случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых
взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не
включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права
на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии
размер ее страховой части.
В п.
9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012
года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав
граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого
работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1
и 22
Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может
служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не
были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж,
учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Учитывая,
что надлежащей совокупностью представленных истцом в материалы дела
доказательств подтверждено и ответчиком не опровергнуто осуществление истцом в
период с 19 февраля 1993 года по 4 августа 2008 года трудовой деятельности в
АОЗТ (ЗАО) «***», а обязанность предоставления сведений индивидуального
(персонифицированного) учета возложена действующим законодательством на
работодателя, соответственно, допущенные работодателем – АОЗТ (ЗАО) «***»
нарушения, связанные с предоставлением сведений и уплатой страховых взносов, не
могут служить основанием для отказа во включении в подсчет общего страхового
стажа истца спорного периода его работы в связи с отсутствием сведений об
уплате за него страховых взносов.
Работник
лишен возможности влиять на соответствующие действия (бездействие)
работодателя, при этом его право на пенсионное обеспечение не может быть
ограничено в результате недобросовестных действий работодателя.
Довод
ответчика о том, что на дату обращения в пенсионный орган у Потапова В.В.
имелась необходимая продолжительность страхового стажа для определения права на
страховую пенсию, а период с 1 января 2002 года по 4 августа 2008 года не
влияет на возникновение права на страховую пенсию, а только на ее размер, не
может служить основанием к отказу во включении указанного периода в общий страховой
стаж, так как предметом спора по настоящему делу является признание за истцом
права на назначение страховой пенсии по старости.
Из
материалов дела, сведений, представленных ответчиком в суд апелляционной
инстанции, следует, что в случае включения в общий страховой стаж периода
работы Потапова В.В. в АОЗТ (ЗАО) «***» с 19 февраля 1993 года по 4 августа
2008 года продолжительность его общего страхового стажа составит 30 лет 5
месяцев 26 дней при требуемом не менее 12 лет, величина индивидуального
пенсионного коэффициента – 26,407 при необходимой 21.
Таким
образом, истец, достигший 30 июня 2021 года возраста 61 год, имеет право на
страховую пенсию по старости с учетом правил, установленных п. 3 ст. 10
Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и
выплаты пенсий» с 30 декабря 2021 года, то есть по достижении возраста 61 год и
6 месяцев.
С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным
и обоснованным, подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение,
которым исковые требования Потапова В.В. к ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области
удовлетворить частично; обязать ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области включить в
общий страховой стаж Потапова В.В. период его работы с 19 февраля 1993 года по
4 августа 2008 года в АОЗТ (ЗАО) «***» и назначить ему страховую пенсию по
старости с 30 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Барышского городского суда Ульяновской области от 4
мая 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Потапова Владимира Викторовича к
Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ульяновской области удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного
фонда Российской Федерации по Ульяновской области включить в общий страховой
стаж Потапова Владимира Викторовича период его работы с 19 февраля 1993 года по
4 августа 2008 года в АОЗТ (ЗАО) «***» и назначить ему страховую пенсию по
старости с 30 декабря 2021 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Барышский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.08.2022.