Судебный акт
Об обязании выписывать льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии
Документ от 23.08.2022, опубликован на сайте 31.08.2022 под номером 101362, 2-я гражданская, об обязании выписывать льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2022-003115-65

Судья Высоцкая А.В.                                                                      Дело № 33-3277/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               23 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В.,  Лифановой З.А.

при секретаре   Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1338/2022 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского районного  суда  города Ульяновска от 28 апреля 2022 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетнего *** к Государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного ***), бесплатно обеспечить системой непрерывного *** в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписывать *** года рождения, льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного ***).

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить *** года рождения, системой непрерывного мониторирования ***) в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Фадеевой Надежды Алексеевны денежные средства в размере 58 370 руб., затраченные на приобретение медицинских изделий ***) для несовершеннолетнего Смывалова Сергея Александровича.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя  ***. – Фадеевой Н.А. и  прокурора  Данилова Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия 

 

установила:

прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд с иском  в интересах несовершеннолетнего ***., уточненным в ходе судебного заседания, к ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного ***), бесплатно обеспечивать  системой непрерывного *** в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий в размере  58 370 руб., указав в обоснование следующее.

В связи с поступившим обращением матери несовершеннолетнего *** года рождения, прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка соблюдения Министерством здравоохранения Ульяновской области законодательства о льготном лекарственном обеспечении, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства.

*** года рождения, является ***, которому выставлен диагноз: «***». Ребенок на инсулинотерапии, в связи с чем, необходимо осуществлять регулярный самоконтроль гликемии не менее 6 раз в день.

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ГУЗ ГКБ №1 № 4/137 от 17.01.2022, *** нуждается в системе непрерывного мониторинга глюкозы ***

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение ***. системой *** не приняты.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить в части взыскания компенсации морального вреда,  принять по делу новый судебный акт, приостановить решение суда.

Закупка медицинского изделия с торговым наименованием *** является необоснованной и повлечет привлечение к административной ответственности, поскольку закупка системы мониторирования является нарушением ч.3 ст.14 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которым в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора и представителя истца, другие лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Как установлено судом, *** года рождения, является инвалидом категории ***», страдает заболеванием «***, состоит на диспансерном учете с указанным диагнозом.

Согласно выписного эпикриза  ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр Эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ от 06.12.2021 по жизненным показаниям ребенку рекомендовано применение системы непрерывного ***

Врачебной комиссией ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» от 17.01.2022  № 4/137 принято решение о нуждаемости ***. в системе непрерывного ***.

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение *** системой непрерывного ***) не приняты.

Льготные рецепты на получение указанной системы непрерывного ***) ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» не выписываются.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Аналогичная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и                    2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505.

Пунктом 3 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Во исполнение требований названного Федерального закона и приведенных постановлений Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2020 № 805-П была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов и постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 утверждена аналогичная Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Указанные федеральная и региональная программы устанавливают перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи и предусматривают бесплатное оказание медицинской помощи при лечении сахарного диабета у детей.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах *** ***, которая проста в применении и позволяет днем и ночью автоматически измерять ребенку уровень глюкозы в крови, применение такого датчика позволяет осуществлять круглосуточный контроль за показаниями уровня глюкозы в крови и предотвращать нежелательные последствия заболевания.

Непрерывный *** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в обеспечении несовершеннолетнего ***  как ребенка, страдающего социально значимым заболеванием «***» за счет соответствующих бюджетных средств вышеуказанным изделием медицинского назначения по жизненным показаниям фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Решение о том, что закупка Министерством здравоохранения Ульяновской области изделия медицинского назначения и препаратов должна производиться по рецептам медицинского учреждения – ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», в котором несовершеннолетний  *** состоит на учете, является правильным и основано на действующем правовом регулировании.

На защиту, в том числе прав и законных интересов несовершеннолетнего *** направлено принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва постановление от 24.11.2021 №249-8 ГД «О Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (проект №1258295-7), которым Правительству Российской Федерации рекомендовано провести анализ потребности в закупках систем для непрерывного неинвазивного мониторинга ***  и проработать вопрос поддержки субъектов Российской Федерации с учетом их финансово-экономического положения для решения указанного вопроса.

Ссылка в жалобе на наличие запрета на закупку иностранного медицинского изделия непрерывного мониторинга гликемии также не служит основанием для отмены принятого по делу решения в силу приведенных выше обстоятельств. Вопросы исполнения решения подлежат разрешению на стадии исполнительного производства.

Ссылка в жалобе на отсутствие оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсации морального вреда является несостоятельной, поскольку компенсация морального вреда с Министерства судом не взыскана, такого требования прокурором не заявлялось и, соответственно, оно не было предметом рассмотрения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного  суда  города Ульяновска от 28 апреля                   2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.08.2022.