Судебный акт
Об обеспечении ТСР
Документ от 09.08.2022, опубликован на сайте 25.08.2022 под номером 101340, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, решение (не осн. требов.) отменено в части с прекращением производства

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-001724-32

Судья Сизов И. А.                                                                           Дело №33-3075/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       9 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,                     

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 1 апреля 2022 года по делу №2-1372/2022, по которому постановлено:

исковые требования Прокурора Засвияжского района г.Ульяновска - удовлетворить частично.

Возложить на  Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечить инвалида Ошарина Тимофея Алексеевича техническими средствами реабилитации: *** (2 шт.), *** ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №659.14.73/2021/И1 от 14.05.2021.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Ошарина Тимофея Алексеевича компенсацию морального вреда в размере 4000 руб.

В остальной части иска - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора         Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда не подлежащим отмене судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах        Ошарина Т.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что согласно индивидуальной программе реабилитации инвалид Ошарин Т.А., *** г.р., подлежит обеспечению, в том числе, следующими техническими средствами реабилитации: ***

По состоянию на 17.02.2022 Ошарин Т.А. вышеуказанными техническими средствами не обеспечен.

Просил возложить на Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечить Ошарина Т.А. ***. техническими средствами реабилитации: ***), взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Ошарина Т.А., *** г.р., компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. 

В обоснование доводов жалобы указывает, что региональное отделение оказало Ошарину Т.А. государственную услугу по обеспечению ТСР, выдав ему 12.01.2022 направление №*** на получение либо изготовление *** и направление №*** на получение либо изготовление *** в организацию, с которой был заключен государственный контракт. Со слов матери ребенка-***, в марте 2022 года представителем исполнителя по государственному контракту с Ошарина Т.А. сняты необходимые для изготовления мерки. Кроме того, законный представитель ребенка - *** реализовала свое право на самостоятельное приобретение (чеки о приобретении 10.03.2022) опоры для сидения и опоры для стояния для детей-инвалидов, обратилась с заявлением от 01.04.2022, о чем суду и ответчику на момент рассмотрения и принятия судом решения известно не было. По данному заявлению ***. была перечислена сумма компенсации за приобретенные ТСР. При наличии указанных обстоятельств, полагает взыскание морального вреда необоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

До начала рассмотрения дела по апелляционной жалобе по существу от ***, законного представителя Ошарина Тимофея Алексеевича, и прокурора Засвияжского района г.Ульяновска  поступило письменное заявление об отказа от иска в части возложения на Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности обеспечить инвалида Ошарина Тимофея Алексеевича техническими средствами реабилитации – *** в связи с самостоятельным приобретением указанных ТСР и получением денежной компенсации.

В соответствии со ст. 39 ГПК Российской Федерации истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.

Поскольку заявленный отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия считает возможным принять отказа от части иска, в связи с чем отменить обжалуемое решение суда первой инстанции в части и в данной части производство прекратить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в в остальной части по следующим основаниям.

Как установлено судом, Ошарин Т.А., *** г.р., является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до 30.12.2029.

Для проведения реабилитационных мероприятий Ошарину Т.А. разработана индивидуальная программа реабилитации №*** от 14.05.2021 с рекомендациями по медицинской, социальной реабилитации или реабилитации, а также определением нуждаемости техническими средствами реабилитации, в том числе: ***

22.10.2021 в адрес ответчика законным представителем несовершеннолетнего Ошарина Т.А. подано заявление на обеспечение техническими средствами реабилитации: ***

Для их получения законному представителю Ошарина Т.А. выданы направления от 12.02.2020 и 21.02.2022 соответственно.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Ошарин Т.А. на дату принятии решения по *** не обеспечен.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, верно применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Статья 5.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р, сигнализаторы звука световые и вибрационные; слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п.5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку на момент принятия обжалуемого судебного решения истец не был обеспечен аппаратом на голеностопный сустав (2 шт.), аппаратом на нижние конечности и туловище (ортезом), опорой для сидения и опорой для стояния для детей-инвалидов, в котором нуждается в соответствии с ИПР, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данным средством реабилитации.

Принятие ответчиком мер в целях исполнения судебного решения не может служить основанием для отмены решения суда.

Сведения о реализации Ошариной В.В. права на самостоятельное приобретение опоры для сидения и опоры для стояния для ***, а также о вынесении Приказа №204-ТС от 22.04.2022 о выплате ей компенсации в материалы дела представлены не были. При вынесении решения суду о данных обстоятельствах известно не было. В настоящее время в указанной части истец отказался от иска.

Правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п.1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением Ошарина Т.А. техническими средствами реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере 4000 руб.

Тот факт, что после вынесения решения Ошариной В.В. была выплачена компенсация за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, правильность выводов суда не опровергает и основанием для снижения суммы компенсации морального вреда не является.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом верно.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Принять отказ ***, законного представителя Ошарина Тимофея Алексеевича, и прокурора Засвияжского района г.Ульяновска от части иска.

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 1 апреля 2022 года отменить в части возложения на Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности обеспечить инвалида Ошарина Тимофея Алексеевича техническими средствами реабилитации – *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 14.05.2021 №***, производство по делу в данной части прекратить в связи с отказом истца от иска.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи