Судебный акт
Об обеспечении ТСР
Документ от 09.08.2022, опубликован на сайте 25.08.2022 под номером 101338, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить аппаратом реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-001132-62

Судья Богомолов С.В.                                                                     Дело №33-3069/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        9 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 марта 2022 года по делу №2-1115/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетней *** удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу несовершеннолетней *** в лице ее законного представителя *** компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора         Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней ***., ***., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ УРО ФСС), указав, что *** года рождения, является ***-***, инвалидность установлена сроком до ***. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 09.07.2013 ***. подлежит обеспечению аппаратом на всю ногу.

На основании заявления от 08.11.2021 в рамках Государственного контракта №876 от 28.12.2021 сформировано направление №15608429 от 12.01.2022 на получение *** в количестве 1 шт., которым по состоянию на 18.01.2022 ***. не обеспечена, в результате чего ей причинен моральный вред.

Прокурор просил обязать ответчика обеспечить *** техническим средством реабилитации – *** 1 шт. в соответствии с ее индивидуальной программой реабилитации, взыскать компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Определением суда от 31.03.2022 производство по делу в части требований об обеспечении техническим средством реабилитации прекращено в связи с отказом истца от иска.

Рассмотрев требования прокурора в остальной части по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. 

В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие вины регионального отделения в несвоевременном обеспечении инвалида техническим средством реабилитации, поскольку установленный государственным контрактом №876 от 28.12.2021 срок выполнения работ по обеспечению инвалида изделием нарушен исполнителем – ООО «Техника и Технологии».

Ссылка в решении суда на несвоевременность размещения извещения о проведении закупки ТСР в ЕИИС считает несостоятельной, поскольку оно было размещено 07.12.2021, то есть в пределах тридцатидневного срока с даты подачи инвалидом заявления, в результате чего был заключен вышеуказанный государственный контракт.

Не соглашается со взысканием с учреждения морального вреда. Поясняет, *** не предоставила доказательств того, что в результате действия регионального отделения была лишена принадлежащего ей права на обеспечение ТСР, и реализация ее права была возможна исключительно путем предоставления технических средств реабилитации ответчиком в натуре. При рассмотрении данного спора не представлено доказательств ухудшения состояния здоровья истцов и причинения им моральных страданий, а также наличия причинно-следственной связи между несвоевременным представлением *** региональным отделением ТСР и указанными негативными последствиями. Отмечает, что законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со следующим.

Как было установлено судом в ходе рассмотрения дела, заявление законного представителя несовершеннолетней *** об обеспечении указанными ТСР в ГУ УРО ФСС зарегистрировано 08.11.2021, однако, как указал ее законный  представитель, им она обеспечена лишь 21.03.2022.

Доказательств более раннего обеспечения ответчиком не представлено.

По сведениям ответчика на момент подачи заявления (08.11.2021) действующий государственный контракт на изготовление аппарата на всю ногу отсутствовал.

Сведений о размещении извещения о проведении закупки данного технического средства в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом заявления суду не представлено.

Также суду не представлено сведений о ранее заключенном государственном контракте и невозможности обеспечения по нему спорным техническим средством реабилитации. 

Государственный контракт на выполнение работ по обеспечению инвалидов аппаратами на нижние конечности в 2022 году заключен ответчиком 28.12.2021, что подтверждается его копией.

Направление на получение ТСР выдано законному представителю   *** 12.01.2022, то есть с нарушением 7-дневного срока, установленного п. 5 Правил.

При этом, даже с учетом даты выдачи направления (12.01.2022)         *** должна была быть обеспечена указанным ТСР, изготавливаемым по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенного исключительно для личного использования, в течение 60 календарных дней, то есть не позднее 12.03.2022, однако обеспечена лишь 21.03.2022.

Таким образом, имеет место нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации, что, по мнению судебной коллегии, является основанием для компенсации морального вреда.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, верно применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Согласно ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В силу п.5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Решение суда о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда является правильным, поскольку имеет место нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации.

Пунктом 1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п.1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с несвоевременным обеспечением *** техническим средством реабилитации, ей были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере 5000 руб.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом верно.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи