Судебный акт
Об обеспечении мед.изделиями
Документ от 09.08.2022, опубликован на сайте 25.08.2022 под номером 101337, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0021-01-2022-000190-82

Судья Горбачева Т.Ю.                                                              Дело № 33-3017/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       9 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А., 

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 29 апреля 2022 года по делу № 2-1-162/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Куранина Ивана Александровича, к Министерству  здравоохранения, Ульяновской области, ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать Куранина Ивана Александровича на основании выписанных рецептов медицинским изделием - *** в необходимом объеме с учетом его заболевания по медицинским и жизненным показаниям.

Обязать ГУЗ «Сенгилеевская РБ» осуществлять Куранину Ивану Александровичу выписку рецептов на медицинское изделие - ***

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Куранина Александра Анатольевича, действующего в интересах несовершеннолетнего *** года рождения, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

Взыскать с ГУЗ «Сенгилеевская РБ» в пользу Куранина Александра Анатольевича, действующего в интересах *** года рождения, компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Сенгилеевского района в интересах Куранина Ивана Александровича к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» Ульяновской области, отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурору Сенгилеевского района в интересах *** к ГУ «Ульяновская государственная аптека», отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора            Холодилиной Ю.О., законных представителей ***. – Куранина А.А. и Кураниной Е.А. полагавших решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор  Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах ***. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека» о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Сенгилеевского района Ульяновской области проведена проверка по обращению Куранина А.А. в интересах несовершеннолетнего сына *** года рождения, страдающего сахарным диабетом 1 типа, по вопросу обеспечения изделиями медицинского назначения, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Проверкой установлено, что несовершеннолетний ***. наблюдался в ГУЗ «Сенгилеевская РБ» с диагнозом ***. В декабре 2021 года истцу установлена ***.  

Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного № 12488 Клинической больницы им. С.Р.Миротворцева Саратовского государственного медицинского университета им. В.И.Разумовского ***. рекомендовано: строгий контроль *** в течение суток, в связи счем он нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения - *** и ***

Между тем, в нарушение требований действующего законодательства рецепты на льготное обеспечение *** расходными материалами в виде сенсора для мониторинга глюкозы *** к инсулиновой помпе *** с момента ее установки не выписывались. Отсутствие указанного расходного материала к *** *** препятствует надлежащему функционированию помпы.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить *** года рождения, изделием медицинского назначения *** к ***» в необходимом объеме, с учетом его заболевания по медицинским и жизненным показаниям на постоянной основе; обязать ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» осуществлять на постоянной основе выписку рецептов на льготное обеспечение ***. изделием медицинского назначения сенсор для мониторинга глюкозы в крови ***» к ***»; обязать ГУ «Ульяновская государственная аптека» обеспечивать Куранина И.А. изделием медицинского назначения сенсор для мониторинга глюкозы в крови *** к *** в соответствии с рецептами; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» в солидарном порядке в пользу Куранина А.А. компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях в ней Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что ссылка суда на эпикриз в качестве обоснования необходимости обеспечения ребенка *** не состоятельна, поскольку эпикриз не является основанием к выписке и обеспечению медицинским изделием, более того не содержит упоминания о нуждаемости в указанном изделии, которое не относится к расходным материалам (***). Принятие судом показаний детского врача Матяшина М.А. о нуждаемости пациента в системе непрерывного ***» необоснованно, так как для назначения систем непрерывного *** необходимо создание врачебной комиссии, на основании заключения которой направляется обоснованная заявка в Министерство здравоохранения Ульяновской области. Обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Обращает внимание суда на то, что Министерство не имеет право на обеспечение системой непрерывного мониторирования истца, поскольку Приказом №22н от 22.01.2021 обеспечение мониторирования отнесено к клиническим и лабораторным исследованиям, которое не может быть исполнено Министерством, так как это орган исполнительной власти субъекта РФ и социальное учреждение, не осуществляющие диагностику и лечение заболеваний. Данные полномочия предусмотрены в Уставе ГУЗ.

В настоящее время выписка системы непрерывного мониторирования глюкозы в крови и ее обеспечение не представляется возможным ввиду ее отсутствия в льготном перечне (распоряжение Правительства РФ №3053-р от 31.12.2018 «Об утверждении перечня медицинских изделий, импланируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг»). Приложением №1 к Постановлению Правительства №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на которое ссылается административный истец, не предусмотрены подробные средства диагностики глюкозы в крови.

Отмечает, что закупка непрерывных систем мониторинга глюкозы не исключает применения *** для определения уровня *** и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение.

Указывает, что программа государственных гарантий, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 №2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2014 годов», а также принятые региональные программы не включают в себя предоставление медицинского изделия – *** ***. *** может быть осуществлено только в условиях стационара при лечебно-профилактической учреждении, без вмешательства законных представителей несовершеннолетнего гражданина, которые не располагают условиями оказания данного вида лабораторной медицинской помощи. Таким образом, ежемесячное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования  не осуществляется. Закупка медицинского изделия *** до отмены применения *** по медицинским показаниям приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и  привлечению должностных лиц, допустивших закупку нельготного изделия, к административной ответственности.

Кроме того, не соглашается с решением суда и в части компенсации морального вреда, поскольку причинение истцу физических и нравственных страданий не доказано.

В заседание  суда  апелляционной инстанции представители Министерства здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека», Министерства финансов Ульяновской области не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам. страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе ***

Как следует из материалов дела и установлено судом, *** является ***, категория *** страдает заболеванием: сахарный *** с октября 2019 года            (л.д. л.д. 19, 22).

В период с 01.10.2019 по 11.10.2019 ***. находился на стационарном лечении в ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева», диагноз основного заболевания – ***, впервые выявленный.

В период с 08.10.2020 по 16.10.2020 ***. также проходил лечение в указанном выше лечебном учреждении. Диагноз основного заболевания указан в выписном эпикризе: ***, стадия субкомпенсации. Осложнение основного заболевания: *** (л.д. 28-30).

Согласно выписке из медицинской карты (л.д. 31-33), *** находился на лечении в Университетской клинической больнице № 1 имени С.Р. Миротворцева ФГБОУВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского». Основное заболевание: ***, период декомпенсации обменных процессов, ***; сопутствующее заболевание: *** При выписке даны рекомендации, в том числе: перевод на *** с постановкой инсулинового *** в условиях ДЭО КБ им. С.Р. Миротворцева. Плановая госпитализация в профильное отделение через 6-12 часов.

Согласно выписке из истории болезни №12488 (л.д. 34-34-35), *** 06.12.2021 был госпитализирован в Университетскую клиническую больницу №1 имени С.Р. Миротворцева ФГБОУВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского». Цель госпитализации: оказание ВМП по педиатрическому профилю, код 12.00.001 с целью комплексного лечения и установки ***. 13.12.2021 *** установлена *** Дата выписки – 20.12.2021. При выписке даны рекомендации, в том числе: *** 1 раз в 3 дня, регулярная смена мест постановки помпы для профилактики возникновения ***: расходные материалы: ***                (60 см)+***. в месяц, *** – 10 шт. в месяц.

Рецепты на льготное обеспечение ***. расходными материалами в виде сенсора для мониторинга *** с момента ее установки Сенгилеевской ЦБ не выписывались.

Допрошенный судом  в качестве специалиста детский врач Сенгилеевской РБ ***. пояснил, что использование сенсора для мониторинга глюкозы *** является жизненно необходимым для больного, и использование указанных изделий медицинского назначения значительно улучшит состояние здоровья ребенка и качество его жизни. Использование сенсора и помпы направлены на обеспечение *** системой непрерывного мониторинга гликемии.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1610 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Аналогичная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 №2505.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Во исполнение требований названного Федерального закона и приведенных постановлений Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2020 №805-П была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов и постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 утверждена аналогичная Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Указанные федеральная и региональная программы устанавливают перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи и предусматривают бесплатное оказание медицинской помощи при лечении сахарного диабета у детей.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах ***, суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, Стандартами медицинской помощи детям при осложненных формах ***, утвержденными приказом Минздрава РФ №1225н от 17.11.2020, согласно которым лечение сахарного диабета относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, принял во внимание наличие рекомендаций лечащего врача несовершеннолетнего ***., его указания на то, что использование *** к *** является жизненно необходимым для больного.

Как верно указано судом, *** рекомендовано одновременно: строгий контроль *** в течении суток, ведение дневника самоконтроля; *** 1 раз в 3 дня, регулярная смена мест постановки помпы для профилактики возникновения липодистрофий: расходные материалы: ***. в месяц, резервуар *** – 10 шт. в месяц.

Отказ в обеспечении *** страдающего социально значимым заболеванием - ***, за счет соответствующих бюджетных средств вышеуказанными изделиями медицинского назначения по жизненным показаниям фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать ***. на основании выписанных рецептов медицинским изделием - сенсор для мониторинга глюкозы в крови «***» к *** в необходимом объеме с учетом его заболевания по медицинским и жизненным показаниям.

Учитывая, что закупка указанных изделий медицинского назначения производится Министерством здравоохранения Ульяновской области в соответствии  рецептами медицинского учреждения - Сенгилеевская РБ, в которой ребенок состоит на учете, суд первой инстанции обоснованно возложил на ГУЗ «Сенгилеевская РБ» обязанность по выписке ***. рецептов на медицинское изделие - сенсор для мониторинга глюкозы в крови ***

На защиту прав и законных интересов, в том числе несовершеннолетнего ***., направлено принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва постановление от 24.11.2021 №249-8 ГД «О Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (проект №1258295-7), которым Правительству Российской Федерации рекомендовано провести анализ потребности в закупках систем для непрерывного неинвазивного мониторинга глюкозы для детей сахарным диабетом 1 типа и проработать вопрос поддержки субъектов Российской Федерации с учетом их финансово-экономического положения для решения указанного вопроса.

Доводы Министерства здравоохранения Ульяновской области о необоснованно взысканной судом компенсации морального вреда, судебная коллегия находит несостоятельными, как не основанные на законе.

Так, п.1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п.1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением  ***. жизненно необходимыми ему медицинскими изделиями, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные сторонами доказательства. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области                           от 29 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи