Судебный акт
Ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ
Документ от 18.08.2022, опубликован на сайте 08.09.2022 под номером 101264, Админ. 2 пересмотр, ст. 8.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Хуртина А.В.                                                                  Дело № 7-250/2022

73RS0013-01-2022-001274-67

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                    18 августа 2022 года

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

при секретаре Якуте М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А. на решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 июня 2022 года (дело №12-558/2022),

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением и.о. начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А. №*** от 28.02.2022 общество с ограниченной ответственностью «Димитровградский автоагрегатный завод» (далее - ООО «ДААЗ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

За совершение этого правонарушения ООО «ДААЗ» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23.06.2022 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартынова Н.А. просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение. 

В обоснование жалобы указывает, что сроки проведения плановой выездной проверки объектов, эксплуатируемых ООО «ДААЗ», Межрегиональным управлением не изменялись. Срок проведения проверки, регламентированный Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственным контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в размере 10 рабочих дней, не нарушен.

Указывает, что действующим законодательством не определена дата начала проверок, а установлено ограничение сроков её проведения – 10 рабочих дней.

Ссылается на то, что план проверок Межрегионального управления на 2022 год согласован с органами прокуратуры.

Кроме того, указывает, что при установлении даты проведения плановой, выездной проверки Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий  устанавливается период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, конкретная дата начала проведения проверки не учитывается.

Полагает, что указанная в плане проверок Межрегионального управления на 2022 год дата 11.01.2022, на которую было запланировано начало проведения выездной проверки в отношении объектов, эксплуатируемых ООО «ДААЗ», не является пресекательной.

Считает, что проведение плановой выездной проверки в период с 28.01.2022 по 10.01.2022 не относится к грубым нарушениям требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора).

Подробно позиция заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А. изложена в жалобе.

В возражении на жалобу защитник ООО «ДААЗ» Сетина С.В. просит отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив доводы жалобы и доводы возражения на жалобу, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав защитника ООО «ДААЗ» Сетину С.В., полагавшую, что жалоба удовлетворению не подлежит,  прихожу к следующим выводам.

Статья 8.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), данный Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Исходя из ч. 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ, организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктами 1, 8 ч. 2 ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ, к грубым нарушениям требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, влекущим недействительность результатов контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе относится отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий и нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ, основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в том числе является наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, должностными лицами Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям была проведена плановая выездная проверка по  соблюдению требований в области охраны окружающей среды в деятельности  ООО «ДААЗ».

Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства  послужили основанием для привлечения ООО «ДААЗ» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

Решение о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований в области охраны окружающей среды от 26.01.2022 № *** принято на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ, в соответствии с Планом проведения плановых мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям на 2022 год от 14.12.2021 № ***, в связи с чем к проведению данной проверки применяются положения Федерального закона №248-ФЗ.

Датой начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия в решении от 26.01.2022 № *** указано 28.01.2022, окончания – 10.02.2022.

Согласно акту проверки соблюдения требований в области охраны окружающей среды от 10.02.2022 № ***, плановая выездная проверка ООО «ДААЗ» проводилась в период с 28.01.2022 по 10.02.2022 (л.д. 13-35, том 1).

Вместе с тем, в соответствии с Единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий, размещенном на сайте https://proverki.gov.ru, предусмотрено и согласовано с Генеральной прокуратурой РФ проведение плановой выездной проверки ООО «ДААЗ» с датой начала контрольного (надзорного) мероприятия - 11.01.2022.

Отменяя постановление и.о. начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А. № *** от 28.02.2022 о привлечении ООО «ДААЗ» к административной ответственности и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что проверка произвольно проведена в срок с 28.01.2022 по 10.02.2022, т.е. с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), что влечет недопустимость добытых в ходе её проведения и представленных административным органом доказательств, и обоснованно прекратил производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Доводы жалобы заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А. о том, что действующим законодательством не определена дата начала проверок, а установлено лишь ограничение сроков её проведения – 10 рабочих дней, в связи с чем проведение контрольных (надзорных) мероприятий в срок отличный от срока согласованного с органами прокуратуры не является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), влекущим недействительность результатов контрольных (надзорных) мероприятий, отклоняются как несостоятельные. Эти доводы были предметом рассмотрения судьей районного суда, и оценка этим доводам дана правильная.

Согласно ч. 1 ст. 61 Федерального закона № 248-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.

Частью 4 ст. 21 Федерального закона № 248-ФЗ информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Порядок формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 61 Федерального закона № 248-ФЗ).

Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (ред. от 14.09.2021), в проект ежегодного плана включаются сведения о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях, в том числе сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия (пп. «в» п. 8 Правил).

Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в обязательном порядке содержит сведения о сроке начала проведения контрольных (надзорных) мероприятий с указанием конкретной даты.

Федеральным законом № 248-ФЗ установлены предельно допустимые сроки проведения проверки для каждого вида контрольных (надзорных) мероприятий.

В соответствии с ч. 7 ст. 73 Федерального закона № 248-ФЗ срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

В соответствии с ч. 2 ст. 86 Федерального закона № 248-ФЗ срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.

В данном случае в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий указано, что установленный законом десятидневный период проведения плановой выездной проверки ООО «ДААЗ» должен начаться с 11.01.2022. Между тем в действительности эта проверка была начата 28.01.2022 и завершена 10.02.2022.

Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что законодателем не предусмотрено самопроизвольное изменение сроков проведения плановых выездных проверок, в связи с чем проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий с нарушением сроков проведения, согласованных с органами прокуратуры и включенных в реестр контрольных (надзорных) мероприятий, является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), и влечет недействительность результатов такой проверки.

При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что проведение проверки ООО «ДААЗ» в десятидневный период, который начинался не с 11.01.2022, а в с 28.01.2022, является нарушением сроков поведения плановой выездной проверки, и обоснованно в соответствии с положениями ст. 91 Федерального закона №248-ФЗ признал результаты этой проверки недопустимыми доказательствами.

С учетом изложенного решение судьи районного суда подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 июня 2022 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А. – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                         Ю.М. Жаднов