УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Хуртина А.В. Дело №
7-250/2022
73RS0013-01-2022-001274-67
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
18 августа 2022 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
при секретаре Якуте
М.Н.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя начальника отдела
государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального
управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А.
на решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 июня 2022
года (дело №12-558/2022),
у с т а н о в и л:
постановлением и.о. начальника отдела государственного экологического
надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по
Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А. №*** от 28.02.2022 общество с
ограниченной ответственностью «Димитровградский автоагрегатный завод» (далее -
ООО «ДААЗ») признано виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
За совершение этого правонарушения ООО «ДААЗ» назначено
административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000
рублей.
Решением
судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23.06.2022 указанное
постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с
недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено
постановление.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, заместитель начальника отдела
государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального
управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартынова Н.А.
просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы
указывает, что сроки проведения плановой выездной проверки объектов,
эксплуатируемых ООО «ДААЗ», Межрегиональным управлением не изменялись. Срок
проведения проверки, регламентированный Федеральным законом от 31.07.2020 №
248-ФЗ «О государственным контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации» в размере 10 рабочих дней, не нарушен.
Указывает, что
действующим законодательством не определена дата начала проверок, а установлено
ограничение сроков её проведения – 10 рабочих дней.
Ссылается на то, что
план проверок Межрегионального управления на 2022 год согласован с органами
прокуратуры.
Кроме того,
указывает, что при установлении даты проведения плановой, выездной проверки
Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных)
мероприятий устанавливается период
времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного
(надзорного) мероприятия, конкретная дата начала проведения проверки не
учитывается.
Полагает, что
указанная в плане проверок Межрегионального управления на 2022 год дата
11.01.2022, на которую было запланировано начало проведения выездной проверки в
отношении объектов, эксплуатируемых ООО «ДААЗ», не является пресекательной.
Считает, что
проведение плановой выездной проверки в период с 28.01.2022 по 10.01.2022 не
относится к грубым нарушениям требований к организации и осуществлению государственного
контроля (надзора).
Подробно позиция
заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по
Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и
Ульяновской областям Мартыновой Н.А. изложена в жалобе.
В возражении на
жалобу защитник ООО «ДААЗ» Сетина С.В. просит отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив доводы жалобы и доводы возражения на
жалобу, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном
объеме, выслушав защитника ООО «ДААЗ» Сетину С.В., полагавшую, что жалоба
удовлетворению не подлежит, прихожу к
следующим выводам.
Статья 8.1 КоАП РФ предусматривает
административную ответственность за несоблюдение экологических требований при
территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке
территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве,
капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе
из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства,
за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48
КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 98 Федерального закона от
31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), данный
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений,
для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Исходя из ч. 8 ст. 98 Федерального закона №
248-ФЗ, организация, проведение и оформление результатов проверок, иных
мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не
завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона,
осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов,
действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного
контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с пунктами 1, 8 ч. 2 ст. 91
Федерального закона № 248-ФЗ, к грубым нарушениям требований к организации и
осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
влекущим недействительность результатов контрольных (надзорных) мероприятий, в
том числе относится отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных)
мероприятий и нарушение сроков проведения контрольного (надзорного)
мероприятия.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона
№ 248-ФЗ, основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в том
числе является наступление сроков проведения контрольных (надзорных)
мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Как усматривается из
материалов дела об административном правонарушении, должностными лицами Межрегионального
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по
Самарской и Ульяновской областям была проведена плановая выездная проверка
по соблюдению требований в области
охраны окружающей среды в деятельности ООО
«ДААЗ».
Выявленные в ходе
проверки нарушения законодательства послужили
основанием для привлечения ООО «ДААЗ» к административной ответственности по ст.
8.1 КоАП РФ.
Решение о проведении плановой выездной
проверки соблюдения требований в области охраны окружающей среды от 26.01.2022 №
*** принято на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ, в
соответствии с Планом проведения плановых мероприятий юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей Межрегионального управления Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям на
2022 год от 14.12.2021 № ***, в связи с чем к проведению данной проверки
применяются положения Федерального закона №248-ФЗ.
Датой начала проведения контрольного
(надзорного) мероприятия в решении от 26.01.2022 № *** указано 28.01.2022,
окончания – 10.02.2022.
Согласно акту проверки соблюдения требований в
области охраны окружающей среды от 10.02.2022 № ***, плановая выездная проверка
ООО «ДААЗ» проводилась в период с 28.01.2022 по 10.02.2022 (л.д. 13-35, том 1).
Вместе с тем, в соответствии с Единым
реестром контрольных (надзорных) мероприятий, размещенном на сайте https://proverki.gov.ru, предусмотрено и согласовано с Генеральной
прокуратурой РФ проведение плановой выездной проверки ООО «ДААЗ» с датой начала
контрольного (надзорного) мероприятия - 11.01.2022.
Отменяя
постановление и.о. начальника отдела государственного экологического надзора по
Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и
Ульяновской областям Мартыновой Н.А. № *** от 28.02.2022 о привлечении ООО
«ДААЗ» к административной ответственности и прекращая производство по делу,
судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что проверка
произвольно проведена в срок с 28.01.2022 по 10.02.2022, т.е. с грубым
нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля
(надзора), что влечет недопустимость добытых в ходе её проведения и представленных
административным органом доказательств, и обоснованно прекратил производство по
делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было
вынесено постановление.
Доводы жалобы заместителя начальника отдела
государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального
управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А.
о том, что действующим законодательством не определена дата начала проверок, а
установлено лишь ограничение сроков её проведения – 10 рабочих дней, в связи с
чем проведение контрольных (надзорных) мероприятий в срок отличный от срока
согласованного с органами прокуратуры не является грубым нарушением требований
к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), влекущим
недействительность результатов контрольных (надзорных) мероприятий, отклоняются
как несостоятельные. Эти доводы были предметом рассмотрения судьей районного
суда, и оценка этим доводам дана правильная.
Согласно ч. 1 ст. 61
Федерального закона № 248-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия
проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных)
мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных
(надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и
подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
Частью 4 ст. 21
Федерального закона № 248-ФЗ информирование контролируемых лиц о совершаемых
должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными
лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке,
установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об
указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных)
мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством
инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие
информационных систем, используемых для предоставления государственных и
муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в
электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную
систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее
- единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через
региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Порядок формирования
ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласования с
органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных
(надзорных) мероприятий в течение года устанавливается Правительством Российской
Федерации (ч. 3 ст. 61 Федерального закона № 248-ФЗ).
Правилами
формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на
очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в
него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года,
утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (ред. от
14.09.2021), в проект ежегодного плана включаются сведения о плановых
контрольных (надзорных) мероприятиях, в том числе сроки проведения контрольного
(надзорного) мероприятия (пп. «в» п. 8 Правил).
Единый реестр
контрольных (надзорных) мероприятий в обязательном порядке содержит сведения о
сроке начала проведения контрольных (надзорных) мероприятий с указанием
конкретной даты.
Федеральным законом №
248-ФЗ установлены предельно допустимые сроки проведения проверки для каждого
вида контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с ч. 7 ст. 73 Федерального
закона № 248-ФЗ срок проведения выездной проверки не может превышать десять
рабочих дней.
В соответствии с ч. 2 ст. 86 Федерального
закона № 248-ФЗ срок определяется датой, указанием на событие, которое должно
неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае действие может быть
совершено в течение всего периода.
В данном случае в
Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий указано, что установленный
законом десятидневный период проведения плановой выездной проверки ООО «ДААЗ»
должен начаться с 11.01.2022. Между тем в действительности эта проверка была
начата 28.01.2022 и завершена 10.02.2022.
Анализ действующего
законодательства свидетельствует о том, что законодателем не предусмотрено
самопроизвольное изменение сроков проведения плановых выездных проверок, в
связи с чем проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий с нарушением
сроков проведения, согласованных с органами прокуратуры и включенных в реестр
контрольных (надзорных) мероприятий, является грубым нарушением требований к
организации и осуществлению государственного контроля (надзора), и влечет
недействительность результатов такой проверки.
При таких
обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что
проведение проверки ООО «ДААЗ» в десятидневный период, который начинался не с
11.01.2022, а в с 28.01.2022, является нарушением сроков поведения плановой
выездной проверки, и обоснованно в соответствии с положениями ст. 91
Федерального закона №248-ФЗ признал результаты этой проверки недопустимыми
доказательствами.
С учетом изложенного
решение судьи районного суда подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без
удовлетворения.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
решение судьи
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 июня 2022 года оставить без
изменения, жалобу заместителя начальника отдела государственного экологического
надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по
Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А. – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья Ю.М.
Жаднов