Судебный акт
Об отмене постановления
Документ от 16.08.2022, опубликован на сайте 25.08.2022 под номером 101257, 2-я гражданская, об отмене постановления, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2022-002484-27

Судья Лисова Н.А.                                                                             Дело № 33а-3186/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          16 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Смирновой Ю.В., Кинчаровой О.Е.

при секретаре Чичкиной  А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Туркина Андрея Петровича на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 4 апреля 2022 года, с учетом определения того же суда от 1 июня 2022 года об исправлении описки, по делу № 2а-1301/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Туркина Андрея Петровича к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по взысканию алиментных платежей  по г. Ульяновску Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Ганюшкиной А.В., УФССП России по Ульяновской области об отмене постановления о расчете задолженности по алиментам  от 25.01.2022 отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., объяснения Туркина А.П., поддержавшего  доводы апелляционной жалобы, возражения  представителей УФССП России по Ульяновской области – Балиной Т.П. и Бултыковой Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Туркин А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к  судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП по г. Ульяновску УФССП России по Ульяновской области Ганюшкиной А.В., УФССП России по Ульяновской области об отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 25.01.2022.

Требования мотивированы тем, что он является добросовестным плательщиком алиментов на ребенка, работает в ***».

С 25.08.2021 он находится в вынужденном отпуске по уходу за вторым  ребенком, получает пособие по уходу за ребенком, которое составляет 7000 руб.  Однако   судебный пристав-исполнитель  определил  задолженность по алиментам  по состоянию на  01.01.2022  в размере  44 699 руб. 96 коп. исходя из средней заработной  платы в РФ. Считает постановление незаконным.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Туркин А.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального права. Не соглашается с расчетом задолженности по алиментам, исходя из размера средней заработной платы в РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу Туркина А.В. просит решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание  суда апелляционной инстанции судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по г.Ульяновску УФССП России по Ульяновской области                Ганюшкина А.В. и заинтересованное лицо Туркина А.В.  не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее,  судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007    229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Судом установлено, что  в  ОСП по  ВАП по г.Ульяновску УФССП России по Ульяновской области   находится исполнительное производство № ***-ИП от 25.11.2014, возбужденное в отношении должника Туркина  А.П.  о взыскании с него алиментов  на содержание  сына в размере в размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Ульяновску УФССП России по Ульяновской области УФССП России по Ульяновской области Ганюшкиной А.В. от 25.01.2022 произведен расчет задолженности по алиментам за период с 28.08.2021 по 31.12.2021 , согласно которому задолженность по алиментам по состоянию на 01.01.2022  составляет   44 699 руб. 96 коп.   Расчет задолженности произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности,  а также с учетом частичной оплаты алиментов.

С 01.06.2015 Туркин  А.П.  работает в ***», с 28.08.2021  он находится  в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что находясь в отпуске по уходу за ребенком,  Туркин  А.П. не работал, доход не получал, получаемое  им  пособие не входит  в Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов. Следовательно, размер алиментов должен быть определен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Положениями ст.102 Федерального закона от 02.10.2007 №  229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

В соответствии с п.4 ст.113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст.81 данного Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось; в случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности; если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Пункт 4 ст.113 Семейного кодекса Российской Федерации позволяет учитывать при определении размера задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст.81 данного Кодекса, материальное и семейное положение сторон, а также иные обстоятельства, что направлено на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 №  2325-О, от 26.03.2019 №  806-О и др.). В свою очередь, п.2 ст.114 того же Кодекса имеет целью обеспечение баланса интересов сторон алиментных отношений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 № 2967-О).

Суд вправе по иску лица, обязанного уплачивать алименты, освободить его полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам и (или) задолженности по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов, если установит, что неуплата алиментов и (или) неустойки за несвоевременную уплату алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам и (или) задолженность по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов (п.2 ст.114).

Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 №  1908.

Согласно подп. «в» п.8, п.12  ст.101  Федерального закона от 02.10.2007                           229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка; на пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

К таким пособиям относятся, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком (ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 №  81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Не предусмотрена возможность взыскания алиментов с указанного вида пособия и Перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1908. Невозможность обращения взыскания на суммы перечисленных пособий означает, что они не могут учитываться и в расчете размера алиментов.

При рассмотрении дела нашло свое подтверждение, что обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя от 25.01.2022  принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок его принятия соблюден, основания для его принятия имелись, содержание оспариваемого постановления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены  решения суда не  имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы размер алиментов за спорный период времени подлежал  определению исходя из средней заработной платы в Российской Федерации, поскольку удержание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка производится с документально подтвержденных доходов, фактически полученных лицом, обязанным уплачивать алименты, а в случае, если такое лицо в соответствующий период не исполняло трудовые обязанности, и при этом за ним сохранялся (подлежал сохранению) средний заработок, - с сумм сохраняемого среднего заработка. Доказательства того, что за административным истцом сохранялся средний заработок, материалы дела не содержат, Трудовым кодексом Российской Федерации также не предусмотрено сохранение за работником среднего заработка на период отпуска по  уходу за ребенком.

Установленное ч.3 ст.102 Закона об исполнительном производстве универсальное правило определения размера задолженности по алиментам неработающего должника исходя из размера средней заработной платы в России не содержит исключения для неработающих лиц, осуществляющих уход, которые в любом случае не освобождаются на этот период от алиментных обязанностей в отношении своих детей. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что установленное названной нормой закона регулирование соотносится с такими задачами и целями исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, в частности - взыскателя, несовершеннолетних детей (Определения от 18.07.2017   1615-О, от 26.03.2019 №  806-О).

При этом гарантиями обеспечения баланса интересов сторон алиментных отношений, учета их материального, семейного положения и других обстоятельств индивидуального характера служат иные правовые механизмы.

Так, если определение задолженности исходя из размера средней заработной платы в России существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п.4 ст.113 Семейного кодекса Российской Федерации, п.62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»).

Кроме того, положения ст.114 Семейного кодекса Российской Федерации предоставляют должнику право обратиться с иском об освобождении полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам.

С учетом такого регулирования не имеется оснований считать, что определение задолженности по алиментам неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком,   исходя из средней заработной платы в России противоречит требованиям закона. Утверждения заявителя  апелляционной  жалобы об обратном не основаны на законе.

Учитывая вышеизложенное, основания для отмены решения суда  отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 4 апреля           2022 года, с учетом определения того же суда от 1 июня 2022 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Туркина Андрея Петровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено  18.08.2022.