УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Хуртина А.В. Дело №
7-248/2022
(Дело№12-565/2022) 73RS0013-01-2022-001276-61
РЕШЕНИЕ
г. Ульяновск
18 августа 2022 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
при секретаре
Айзатулловой Ф.Ж.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя начальника отдела
государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального
управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А.
на решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 июня 2022
года,
установил:
постановлением и.о. начальника отдела государственного экологического
надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по
Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А. №*** от 28.02.2022 начальник
отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологии службы главного
инженера общества с ограниченной ответственностью «Димитровградский
автоагрегатный завод» (далее - ООО «ДААЗ») Дегтярев Н.С. признан виновным в
совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ,
ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Решением
судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23.06.2022 указанное
постановление отменено, производство по делу прекращено, в связи с
недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено
постановление.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, заместитель начальника отдела
государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального
управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям (далее -
управление Росприроднадзора) Мартынова Н.А. просит отменить решение суда,
направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы
указывает, что сроки проведения плановой выездной проверки объектов,
эксплуатируемых ООО «ДААЗ», не изменялись. Срок проведения проверки,
регламентированный Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственным
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в количестве
10 рабочих дней, не нарушен.
Указывает, что
действующим законодательством не определена дата начала проверок, а установлено
ограничение сроков её проведения – 10 рабочих дней.
Ссылается на то, что
план проверок на 2022 год согласован органами прокуратуры.
Кроме того,
указывает, что при установлении даты проведения плановой, выездной проверки
Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных)
мероприятий устанавливается период
времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного
(надзорного) мероприятия, конкретная дата начала проведения проверки не
учитывается.
Полагает, что
указанная в плане проверок управления Росприроднадзора на 2022 год дата
11.01.2022, на которую было запланировано проведение выездной проверки в
отношении объектов, эксплуатируемых ООО «ДААЗ», не является пресекательной.
Считает, что
проведение плановой выездной проверки в период с 28.01.2022 по 10.02.2022, не
относится к грубым нарушениям требований к организации и осуществлению
государственного контроля (надзора).
Подробно позиция Мартыновой
Н.А. изложена в жалобе.
В возражении на
жалобу начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологии ООО
«ДААЗ» Дегтярев Н.С. полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Изучив доводы жалобы, доводы возражения на
жалобу, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном
объеме, заслушав защитника Дегтярева Н.С. – Сетину С.В., возражавшую
относительно доводов жалобы, прихожу к следующему.
Статья 8.1 КоАП РФ предусматривает
административную ответственность за несоблюдение экологических требований при
территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке
территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве,
капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе
из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального
строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48
КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.98 Федерального закона от
31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), данный
Федеральный закон вступает в силу с 01.07.2021, за исключением положений, для
которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
В соответствии с п.п.1, 8 ч.2 ст.91
Федерального закона № 248-ФЗ, грубым нарушением требований к организации и
осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
влекущим недействительность результатов контрольных (надзорных) мероприятий
является, в том числе нарушение сроков проведения контрольного (надзорного)
мероприятия.
Согласно п.2 ч.1 ст.57 Федерального закона N
248-ФЗ, основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том
числе является наступление сроков проведения контрольных (надзорных)
мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Как усматривается из
материалов дела об административном правонарушении, должностными лицами Межрегионального
управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по
Самарской и Ульяновской областям проведена плановая выездная проверка по
соблюдению требований в области охраны окружающей среды в деятельности ООО «ДААЗ». Выявленные в ходе проверки
нарушения послужили основанием для привлечения Дегтярева Н.С. к
административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.
При этом решение о проведении плановой
выездной проверки соблюдения требований в области охраны окружающей среды от 26.01.2022
*** принято на основании п.2 ч.1 ст.57 Федерального закона № 248-ФЗ и в
соответствии с планом проведения плановых мероприятий юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей Межрегионального управления Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям на
2022 год от 14.12.2021 № ***.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о
том, что к проведению данной проверки применяются положения Федерального закона
№248-ФЗ.
Датой начала проведения контрольного
(надзорного) мероприятия в решении от 26.01.2022 *** указано 28.01.2022, датой
окончания контрольного (надзорного) мероприятия указано 10.02.2022.
Согласно акта проверки соблюдения требований в
области охраны окружающей среды от 10.02.2022 № ***, плановая выездная проверка
ООО «ДААЗ» проведена в период с 28.01.2022 по 10.02.2022.
Вместе с тем, планом проверок
Межрегионального управления Росприроднадзора на 2022 год, размещенном на сайте https://proverki.gov,
установлена согласованная с Генеральной прокуратурой Российской Федерации дата
проведения плановой выездной проверки, которой является 11.01.2022.
Отменяя
постановление №*** от 28.02.2022 о привлечении
Дегтярева Н.С. к административной ответственности и прекращая производство по
делу, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что срок
проведения плановой проверки произвольно изменен контрольно-надзорным органом,
так как проверка проведена в период с 28.01.2022 по 10.02.2022, т.е. с грубым
нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля
(надзора), и что данное обстоятельство влечет недопустимость добытых в ходе её
проведения и представленных административным органом доказательств, и
обоснованно прекратил производство по делу, в связи с недоказанностью
обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Порядок
изменения сроков проведения проверок регламентирован законом и в
рассматриваемом случае не соблюден.
В связи с чем доводы жалобы о том, что действующим
законодательством не определена дата начала проверок, а установлено ограничение
сроков её проведения, в виду чего проведение контрольных (надзорных)
мероприятий в срок отличный от срока согласованного с органами прокуратуры не
является грубым нарушением требований к организации и осуществлению
государственного контроля (надзора), влекущим недействительность результатов
контрольных (надзорных) мероприятий, отклоняются, как основанные на неверном
толковании закона.
Согласно ч.1 ст.61
Федерального закона № 248-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия
проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных)
мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных
(надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и
подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
Порядок формирования
ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласования с
органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных
(надзорных) мероприятий в течение года устанавливается Правительством
Российской Федерации (ч.3 ст.61 Федерального закона № 248-ФЗ).
Правилами формирования
плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной
календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и
исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (ред. от
14.09.2021), в проект ежегодного плана включаются сведения о плановых
контрольных (надзорных) мероприятиях, в том числе сроки проведения контрольного
(надзорного) мероприятия (пп.«в» п.8 Правил).
Единый реестр
контрольных (надзорных) мероприятий в обязательном порядке содержит сведения о
сроке начала проведения контрольных (надзорных) мероприятий с указанием
конкретной даты.
В соответствии с ч.7 ст.73 Федерального
закона № 248-ФЗ срок проведения выездной проверки не может превышать десять
рабочих дней.
В соответствии с ч.2 ст.86 Федерального
закона № 248-ФЗ срок определяется датой, указанием на событие, которое должно
неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае действие может быть
совершено в течение всего периода.
В данном случае в
Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий указано, что установленный
законом десятидневный период проведения плановой выездной проверки ООО «ДААЗ»
должен начаться с 11.01.2022. Между тем фактически проверка начата 28.01.2022 и
завершена 10.02.2022.
Из смысла и содержания Правил
формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на
очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в
него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года,
из порядка ведения реестра контрольных (надзорных) мероприятий следует, что
дата начала и окончания контрольного (надзорного) мероприятия имеют
существенное значение и отклонение от них допустимы в исключительных случаях, с
соблюдением установленного порядка.
Анализ действующего
законодательства свидетельствует о том, что законодателем не предусмотрено
произвольное изменение сроков проведения плановых выездных проверок, в связи с
чем проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий с нарушением сроков
проведения, согласованных с органами прокуратуры и включенных в реестре
контрольных (надзорных) мероприятий и соответствующий план, является грубым
нарушениям требований к организации и осуществлению государственного контроля
(надзора), и влечет недействительность результатов такой проверки.
При таких
обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что
проведение проверки ООО «ДААЗ» хоть и в десятидневный период, но не с
11.01.2022, а с 28.01.2022 является нарушением сроков поведения плановой
выездной проверки и обоснованно в соответствии с положениями ст.91 Федерального
закона №248-ФЗ признал результаты этой проверки недействительными.
С учетом изложенного
решение судьи районного суда подлежит оставлению без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 июня 2022 года оставить без
изменения, жалобу заместителя начальника отдела государственного экологического
надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по
Самарской и Ульяновской областям Мартыновой Н.А. – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья В.Г.
Буделеев