У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2022-002114-26
Судья Сизов И. А. Дело
№33-3166/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 16
августа 2022 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Федоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н.,
Карабанова А.С.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения -
Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 апреля
2022 года по делу №2-1569/2022, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора Барышского района Ульяновской области - удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение – Ульяновское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
обязанность обеспечить ребенка-*** И*** К*** В*** техническими средствами
реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
№33.14.73/2021 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы
№32.14.73/2021 от 15.01.2021.
Взыскать с
Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации в пользу Ивановой Карины
Владимировны компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В удовлетворении
остальной части иска - отказать.
Заслушав доклад
судьи Федоровой Л.Г., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Барышского
района Ульяновской области, действуя в интересах И*** К.В., обратился в суд с
иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению
Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности
обеспечить техническими средствами
реабилитации, компенсации морального вреда.
Требования
мотивировал тем, что согласно индивидуальной программе реабилитации ***
№33.14.73/2021 И*** К.В. подлежит обеспечению, в том числе, следующими техническими средствами
реабилитации: *** До настоящего времени И*** К.В. техническим средством не
обеспечена. Из-за отсутствия указанного средства реабилитации она не может
преодолевать замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные
на создание для нее равных с другими гражданами возможностей, что отрицательно
сказывается на ее здоровье, эмоциональном состоянии и, как следствие, влечет
причинение ее личным неимущественным правам нравственных и физических
страданий.
Просил суд, обязать Государственное учреждение –
Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации обеспечить *** И*** К.В., в
соответствии с ее индивидуальной программой реабилитации № 33.14.73/2021 к
протоколу проведения МСЭ № 32.14.73/2021 от 15.01.2021, техническим средством
реабилитации - ***; взыскать с ГУ – Ульяновское региональное отделение
Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу И*** К.В. компенсацию морального вреда 10 000,00 руб.
Судом к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»,
Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области.
Рассмотрев
требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых
требований в полном объеме.
В обоснование
доводов жалобы указывает, что ГУ-УРО ФСС РФ оказало И*** К.В. государственную
услугу по обеспечению ТСР, выдав ей 19.04.2022 направление на получение ***. В
суд первой инстанции было представлено информационное письмо поставщика ТСР ООО
«Гарант» о сроках поставки изделий на территорию региона и причинах его
увеличения. Поскольку направление было выдано после рассмотрения дела, в
судебное заседание оно представлено не было. На данный период времени
подписанный акт приема-передачи от поставщика в региональное отделение не
поступил.
Считает, что нарушение
действиями регионального отделения личных неимущественных прав инвалида либо
посягательство на его нематериальные блага, то есть обстоятельства, которые
могли бы служить основаниями для компенсации морального вреда, отсутствуют.
Отмечает, что выплата компенсации морального вреда повлечет сокращение средств
и в дальнейшем ущемление прав других инвалидов на обеспечение указанными ТСР.
Дело
рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела
своевременно и надлежащим образом.
В соответствии
с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность
применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия
приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со
следующим.
Как следует из
материалов дела и установлено судом первой инстанции, И*** К.В., ***.2005 года
рождения, является ***, согласно справки МСЭ-2018 № 0865890 от 03.03.2011 ***
установлена до 16.08.2023 (л.д.11 оборот).
Для проведения
реабилитационных мероприятий И*** К.В. разработана индивидуальная программа
реабилитации №33.14.73/2021 с рекомендациями по медицинской, социальной
реабилитации или абилитации, а также определением нуждаемости техническими
средствами реабилитации, в том числе: *** (1 шт.).
02.09.2021 в адрес
ответчика законным представителем несовершеннолетнего было подано заявление на
обеспечение техническими средствами реабилитации, в том числе ***
Судом установлено,
что И*** К.В. указанным техническим средством реабилитации до настоящего
времени не обеспечена.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, верно
применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, и пришел к
обоснованному выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска.
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской Федерации
определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов Российской Федерации».
Статья 5.1.
Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»
предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является
федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета
сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе
инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях
организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о
проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых
инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях
использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления
государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных
законодательством Российской Федерации.
Принятие органами
государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и
организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги,
решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им
государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на
основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре
инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре
инвалидов на основании представленных заявителем документов.
Согласно ст.10
Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»
государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий,
получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации
инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа,
осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,
восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных
видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а также организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной
программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут
быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство
либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в
размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны
быть предоставлены инвалиду.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п.4
названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия)
подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в
территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов.
В силу п.5 Правил от
07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 данных
Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом,
нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим
его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида
(ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме
выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный
кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим
средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на
обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением,
указанным в п.4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный
орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо
изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным
органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими
средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок
его действия, который устанавливается в пределах срока действия
государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим
средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного
контракта.
При отсутствии
действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4
данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану)
документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения
такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки
соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления,
указанного в п.4 данных Правил.
Срок обеспечения
инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в
рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую
выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление,
а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному
заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для
личного использования, - 60 календарных дней.
Поскольку на момент принятия обжалуемого
судебного решения истец не был обеспечен *** в котором нуждается в соответствии
с ИПР, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению
истца данным средством реабилитации.
Принятие ответчиком мер в целях исполнения
судебного решения не может служить основанием для отмены решения суда.
Правильным
является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной
компенсации морального вреда.
Пунктом 1 ст.150
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье,
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная
и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и
жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие
гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом.
Как указано в ст.151
Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный
вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные
неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной
компенсации указанного вреда.
Поскольку ответчиком
не представлены доказательства надлежащего исполнения возложенных на него
обязанностей по обеспечению И*** К.В. необходимыми техническими средствами реабилитации, суд
правомерно пришел к выводу о том, что на ГУ – УРО ФСС РФ лежит обязанность по
компенсации морального вреда.
Определяя размер
данной компенсации в 5000 рублей, суд правомерно исходил как из фактических
обстоятельств дела, срока и причины несвоевременного обеспечения истицы ТСР,
так и возраста истицы, характера имеющегося у неё заболевания, наличия *** необходимости в технических средствах реабилитации, степени вины ответчика, не исполнившего
возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав ***,
гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также учел тот факт, что
выплата данной компенсации ответчиком производится из средств, предназначенных
для обеспечения *** ТСР.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что истцом не представлены доказательства причинения нравственных и физических страданий,
несостоятельны. Сам факт не обеспечения
истца ТСР является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические
страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно
влечет ограничение жизнедеятельности ***, создавая при этом дополнительные
препятствия для его социальной адаптации.
В остальной части
доводы апелляционной жалобы сводятся к
несогласию с принятым судом решением,
фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при
рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо
опровергали выводы суда первой инстанции,
не содержат, в связи с чем являются
несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.
Юридически значимые
обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана
надлежащая оценка, верно применен
материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений
норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи
с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном
порядке не имеется.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 15 апреля 2022 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 17 августа 2022 года.