Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 16.08.2022, опубликован на сайте 24.08.2022 под номером 101230, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-001906-68

Судья Жилкина А.А.                                                                        Дело №33-3161/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    16 августа 2022  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,                   

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 апреля 2022 года по делу №2-1529/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Тишенковой Нины Ивановны к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Тишенкову Нину Ивановну ***., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** №1404.5.73/2021 от 24.09.2021 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Тишенковой Нины Ивановны, в счёт компенсации морального вреда 2000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора  Данилова Е.В.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Тишенковой Н.И. к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечить Тишенкову Н.И. *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** №1404.5.73/2021 от 24.09.2021, взыскании компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб., указав следующее.

В соответствии с ИПР инвалида №1404.5.73/2021 от 24.09.2021 Тишенкова Н.И. подлежит обеспечению ***. Тишенкова Н.И. состоит на учете в ГУ УРО ФСС РФ по обеспечению указанными ТСР на основании заявления от 11.10.2021. Однако до настоящего времени Тишенкова Н.И. не обеспечена предусмотренными ИПР техническими средствами реабилитации.

Прокурор просил обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонд социального страхования РФ обеспечить Тишенкову Н.И. *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации *** от 29.09.2021 № 1404.5.73/2021. Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Тишенковой Н.И. компенсацию за нарушение сроков обеспечения техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации *** от 24.09.2021 № 1404.5.73/2021 в размере 10 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонд социального страхования РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование доводов указывает, что решение вынесено с нарушением и неправильным применением судом норм материального права. В региональном отделении находится заявление от 11.10.2021 на обеспечение Тишенковой Н.И. ***. Для обеспечения Тишенковой Н.И. неоднократно размещались запросы цен на поставку ***. Несмотря на принимаемые региональным отделением меры по размещению запросов ценовых предложений, в сложившейся вышеуказанной ситуации, обеспечить инвалида необходимыми ТСР в сроки, предусмотренные действующим законодательством, не представляется возможным. Ссылаясь на нормы ГПК РФ полагает, что оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда не имелось.

Кроме того, в случае удовлетворения судом требования прокурора о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в пользу истца, выплата компенсации будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемлением прав других получателей ТСР (инвалидов) при размещении заказов на официальном сайте на поставку и изготовление технических средств реабилитации,  что выразится в сокращении бюджетных средств, выделенных региональному отделению на обеспечение ТСР инвалидов. Доказательств подтверждающих  ухудшение состояния здоровья Тишенковой Н.И. и причинения ей нравственных страданий вследствие несвоевременного обеспечения техническими средствами реабилитации, не имеется.

 

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тишенкова Н.И. является ***, согласно справки МСЭ-009 №902735 от 25.04.2001, *** установлена бессрочно (л.д.78 оборот).  

24.09.2021 учреждением медико-санитарной экспертизы ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России утверждена индивидуальная программа реабилитации *** Тишенковой Н.И.

В соответствии с вышеуказанной индивидуальной программой реабилитации Тишенкова Н.И. нуждается, в том числе, в ***

11.10.2021 Тишенкова Н.И. обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении указанными средствами реабилитации.

Однако на момент рассмотрения дела Тишенкова Н.И. *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** №1404.5.73/2021 от 24.09.2021  не обеспечена.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском в интересах Тишенковой Н.И.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида  является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем,  в том числе,  предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

Поскольку Тишенкова Н.И. не была обеспечена техническими средствами реабилитации  согласно её  ИПР  от 24.09.2021, в частности ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** №1404.5.73/2021 от 24.09.2021,  суд обоснованно возложил на ответчика  обязанность обеспечить её данными ТСР. 

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Так, статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Как указано выше на дату принятия судом оспариваемого решения Тишенкова Н.И. не была обеспечена ТСР в соответствии с ее индивидуальной программой реабилитации от 24.09.2021  в полном объеме.

Поскольку ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению Тишенковой Н.И.  необходимыми  техническими средствами реабилитации, суд правомерно пришел к выводу о том, что на ГУ – УРО ФСС РФ лежит обязанность по компенсации морального вреда.

Определяя размер данной компенсации в 2000 рублей, суд правомерно исходил как из фактических обстоятельств дела, срока и причины несвоевременного обеспечения истицы ТСР, так и возраста истицы, характера имеющегося у неё заболевания,  наличия ***, необходимости в  технических средствах реабилитации,  степени вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также учел тот факт, что выплата данной компенсации ответчиком производится из средств, предназначенных для обеспечения *** ТСР.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что истцом не представлены доказательства причинения  нравственных и физических страданий, несостоятельны. Сам факт не обеспечения  истца ТСР является доказательством того, что  *** причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности ***, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.

Не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что денежные средства, которые ответчик обязан выплатить по настоящему  решению суда, будут взяты из средств, предназначенных для обеспечения *** ТСР, что неизбежно приведет к ущемлению прав иных лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение  техническими средствами реабилитации.   Так, компенсация морального вреда, причиненного несвоевременным обеспечением *** ТСР, фактически является восстановлением нарушенного права. Соответственно,  отсутствие у ответчика денежных средств на выплату компенсации  морального вреда не является основанием к отказу в удовлетворении данных исковых требований.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

определила :

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 августа 2022 года.