У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2022-002735-41
Судья Павлов Н. Е.
Дело №33-3457/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 16
августа 2022 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Кинчаровой О.Е.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной
ответственностью «ТСЖ Левобережье», Пысенкова Андрея Ивановича и Шарапова
Сергея Игоревича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 20
апреля 2022 года по делу №2-1106/2022, по которому постановлено:
исковые требования
Пысенкова Андрея Ивановича, действующего в интересах несовершеннолетнего ***,
Шарапова Сергея Игоревича удовлетворить частично.
Возложить на
общество с ограниченной ответственностью «ТСЖ Левобережное» обязанность
организовать парковочное место для инвалидов напротив первого подъезда дома ***
в соответствии с действующими
санитарными, строительными, градостроительными нормами и правилами.
В удовлетворении
остальной части исковых требований Пысенкова Андрея Ивановича, действующего в
интересах несовершеннолетнего *** Шарапова Сергея Игоревича и в иске к
администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска отказать.
Взыскать
с общества с ограниченной
ответственностью «ТСЖ Левобережное» в доход
бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в
размере 300 руб.
Заслушав доклад
председательствующего судьи, судебная коллегия
установила:
Пысенков А.И.,
действующий в интересах несовершеннолетнего ***., Шарапов С.И. обратились в
суд с иском к ООО «ТСЖ Левобережное», администрации города Ульяновска о
возложении обязанности организовать парковочные места, взыскании компенсации
морального вреда.
Требования
мотивированы тем, что Шарапов С.И. является ***-***, проживает в первом
подъезде по месту регистрации: ***.
Пысенков А.И.
является отцом ***., *** года рождения, проживает в этом же доме в квартире ***.
Истцы обратились с
заявлениями в управляющую компанию ООО «ТСЖ Левобережное», администрацию г.
Ульяновска с просьбой установить парковочные места напротив первого подъезда
дома и обозначить их необходимой разметкой.
ООО «ТСЖ
Левобережное» ответило отказом, сославшись на то, что для установки знаков
необходимо обратиться в социальные службы.
Администрация г.
Ульяновска обязала управляющую компанию провести общее собрание собственников.
Прокуратура
Заволжского района г. Ульяновска по обращению Пысенкова А.И. внесла
представление об устранении нарушений закона, был установлен знак возле первого
подъезда ***, и обустроена парковка для инвалида.
Данный знак не
согласован органами ГИБДД и администрацией г. Ульяновска.
Таким образом, знак
не установлен в установленном законом порядке.
Второе место для
инвалидов ООО «ТСЖ Левобережное» не устанавливает, а органами прокуратуры дан
ответ о том, что для установки второго знака требуется общее собрание
собственников помещений многоквартирного дома.
Придомовая территория
имеет парковочные карманы напротив подъезда, где имеется вход.
Машины, которые
используются истцами для их перевозки, зарегистрированы в установленном законом
порядке и внесены в базу ФГИС ФРИ.
Обязанность по
предоставлению места на парковке у дома лежит на обоих ответчиках солидарно.
ООО «ТСЖ Левобережное» должно установить знак, так как парковочные карманы
входят в общий состав имущества многоквартирного дома. При этом обязанность по
согласованию дорожных знаков лежит на администрации г.Ульяновска.
Администрация г.
Ульяновска отказывает в согласовании
дорожных знаков ввиду отсутствия соответствующего решения общего собрания
собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, для
установки парковочных мест для инвалидов не требуется проведения общего
собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Действиями
ответчиков истцам были причинены нравственные страдания.
Просили обязать
ответчиков солидарно устранить нарушения закона и организовать 2 парковочных
места в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для
маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012) напротив ***, в том числе
организовать 2 места для инвалидов, взыскать с ответчиков компенсацию
морального вреда в размере 100 000 руб. каждому.
Судом к участию в
деле в качестве соответчика привлечено Управление дорожного хозяйства и
транспорта администрации г.Ульяновска.
Рассмотрев
требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе ООО «ТСЖ Левобережное» не соглашается с решением суда,
просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование
доводов жалобы указывает, что в силу части 3 статьи 12 Федерального закона от
29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации»
решения о создании парковок общего пользования в границах земельного участка,
относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме принимаются в
соответствии с жилищным и земельным законодательством, в частности на общем
собрании собственников помещений.
Исходя из норм
жилищного законодательства и законодательства об организации дорожного движения
обязанность по выделению специализированных парковочных мест у застройщиков,
собственников помещений возникает только при наличии парковок общего
пользования, парковки, парковочного места.
В данном
случае на территории земельного участка, занимаемого жилым домом ***,
отсутствуют как парковки общего пользования (согласно Федеральному закону от
29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации»),
так парковка, парковочное место, определение которого изложено в ПДД. Однако
судом данные обстоятельства не учтены. В связи с чем, решение о возложении
обязанности на ООО «ТСЖ Левобережное» организовать парковочное место для
инвалидов в соответствии с действующими санитарными, строительными,
градостроительными нормами и правилами, в отсутствие волеизъявления
собственников помещений не соответствует требованиям исполнимости решения,
нарушает законодательство.
В
апелляционной жалобе Пысенков А.И. и Шарапов С.И. не соглашаются с решением
суда в части отказа в компенсации морального вреда и просят вынести в этой
части новое решение об удовлетворении требований.
Ссылаются на
наличие гражданско-правовой вины (выразившейся в неорганизации парковочных
мест) обоих ответчиков – органа местного самоуправления и управляющей компании.
Полагают, что судом не учтено, что оба истца являются жильцами жилого
многоквартирного дома, следовательно, на управляющей компании лежит обязанность
по обеспечению проживания истцов в соответствии со всеми нормативными
требованиями, нарушение которых приводит к нарушению прав истцов в силу Закона
РФ «О защите прав потребителей», что порождает обязанность выплатить
компенсацию морального вреда. Органами местного самоуправления нарушено
нематериальное благо истцов на благоприятную и доступную среду для жизни лиц с
ограниченными возможностями. Таким образом, компенсация морального вреда
подлежит взысканию и с органов местного самоуправления.
Считают, что
при определении размера компенсации морального вреда следует учесть, что он
компенсируется ребенку инвалиду и лицу, которое лишено возможности свободно
передвигаться. Отсутствие дорожных знаков не позволяет полноценно использовать
свое жилье. Исходя из этого, размер компенсации должен быть не ниже заявленного
истцами.
В заседание
суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и
времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно части
4 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив правильность
применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением
Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003 «О судебном решении» решение
является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм
процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права,
которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на
применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1,
ч. 3 ст. 11
Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда
имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом
доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и
допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,
59
- 61,
67
Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит
исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой
инстанции в полной мере не соответствует.
Судом установлено, что Пысенков М.А., ***
года рождения, зарегистрирован и проживает в квартире ***
Шарапов С.И. зарегистрирован и проживает в
квартире ***
Материалами дела
подтверждено, что ***., *** года рождения, установлена инвалидность, категория ***»
на период с *** по ***; Шарапов
С.И. является *** ***
27.12.2019 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской
области» Минтруда России *** выдан знак ***» со сроком действия до 01.12.2023,
на основании которого он в соответствии со статьей 15
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» имеет право бесплатного использования мест для парковки
транспортных средств.
Обращаясь в суд с иском, истцы ссылались на
то, что на территории многоквартирного жилого дома, где они проживают,
отсутствуют необходимое количество парковочных мест для инвалидов, в связи с
чем, истцы ограничены в реализации предоставленных им законом прав на
использование парковочного места и беспрепятственного доступа к месту
жительства.
Материалами дела установлено, что земельный
участок, на котором истцы просят организовать парковочные места, расположен на
придомовой территории, что усматривается из публичной кадастровой карты.
ООО «ТСЖ
Левобережное» осуществляет управление многоквартирным жилым домом ***.
Разрешая спор и руководствуясь статьей 9
Конвенции о правах инвалидов, статьей 7
Конституции Российской Федерации, статьей 15
Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», Сводом правил СП
59.13330.2012, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные
исковые требования являются обоснованными, в связи с чем возложил на ответчика
обязанность по организации парковочных мест.
Приходя к выводу об удовлетворении исковых
требований, суд исходил из того, что ООО «ТСЖ Левобережное» является
управляющей организацией, на которую возложена обязанность по обеспечению
беспрепятственного доступа инвалидов к своему жилому помещению. Обязанность
ответчиком не выполнена, что привело к нарушению прав инвалидов на
беспрепятственный доступ к объектам социального значения.
Судебная коллегия не может согласиться с
выводами суда первой инстанции, поскольку они были сделаны при неправильном
применении норм материального права и имеются основания для отмены решения
суда, исходя из следующего.
Конституция
Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством,
политика которого направлена на создание условий, в том числе обеспечивающих
достойную жизнь человека (ч. 1 статьи
7).
В Российской Федерации как социальном
государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются
государственные гарантии социальной защиты и каждому гарантируется социальное
обеспечение, в том числе в случае инвалидности (статья 7,
часть 2; статья 39
часть 1 Конституции Российской Федерации).
Государственную политику в области социальной
защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение
инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,
экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской Федерации,
определяет Федеральный закон
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (преамбула).
В числе мер, направленных на обеспечение
жизнедеятельности инвалидов, данный Федеральный закон
(в редакции Федерального закона
от 01.12.2014 № 419-ФЗ)
предусматривал, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в
том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
(жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая
те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации
культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов
мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств
инвалидов; указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные
средства; инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных
средств бесплатно (часть
девятая статьи 15).
Действующая с 01.07.2020 редакция статьи 15
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» предусматривает, что на всех парковках общего
пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и
сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные
организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха,
выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной
парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и
транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На
граждан из числа инвалидов распространяются нормы настоящей части
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных
транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и
информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный
реестр инвалидов.
Частью 9
статьи 12 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации
дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что на парковках
общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств,
управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
При этом в силу части 2 указанной
статьи решения о создании парковок общего пользования на территориях
общего пользования в границах застроенного многоквартирными домами, принимаются
органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по
планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных
многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким
территориям общего пользования.
Решения о создании парковок общего
пользования в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу
собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются в соответствии с
жилищным законодательством и земельным законодательством (часть 3 статьи 12).
Анализ приведенных норм права показывает, что
обязанность лиц (застройщиков, собственников зданий и т.д.) по выделению
специализированных парковочных мест возникает только при наличии парковок
общего пользования.
В настоящем случае на территории земельного
участка, занимаемого жилым домом, парковки общего пользования отсутствуют.
Земельный участок, на котором расположен
многоквартирный дом, с элементами благоустройства находится в общей долевой
собственности всех собственников помещений многоквартирного дома (пункт 4 части
1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Выделение места парковки для инвалида
является решением о пределах использования земельного участка, на котором
расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им
отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме (пункт 2 части
2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации). Решение по
данному вопросу должно быть принято большинством не менее двух третей голосов
от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1
статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Выделение
организованных мест парковки для инвалида в соответствии со статьей 15
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» возможно только на парковках общего пользования.
Фактическое использование собственниками помещений многоквартирного дома
придомовой территории для размещения автомобилей не влечет за собой обязанности
ТСЖ в отсутствие решения общего собрания организовать место стоянки для инвалида.
Указанные обстоятельства не были учтены судом
при вынесении решения.
Принимая во внимание, что в жилом доме не
имеется парковок общего пользования, и в отсутствие решения общего собрания
собственников МКД об организации парковочных мест для инвалидов на придомовой
территории на ответчика не может быть возложена обязанность по организации
парковочных мест для маломобильных групп населения.
Вывод суда о наличии у ответчика обязанности
по обустройству части земельного участка, находящегося под многоквартирным
домом и необходимого для его эксплуатации в интересах истцов, являющихся
инвалидами, основаны на неправильном толковании норм материального права,
регулирующих спорные правоотношения.
С учетом изложенного судебная коллегия
приходит к выводу, что исковые требования об организации парковочных мест являются
необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы Пысенкова А.И. и
Шарапова С.И. подлежат отклонению.
Судом верно
отмечено, что истцами не доказано нарушение их прав ответчиками,
предусмотренных статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, дающее основание для
взыскания денежной компенсации морального вреда.
Оснований для вывода о нарушении со стороны ответчиков
прав истцов как жильцов дома и потребителей не имеется.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 20 апреля 2022 года отменить в части
удовлетворения требований Пысенкова Андрея Ивановича, действующего в интересах
несовершеннолетнего ***, Шарапова Сергея Игоревича о возложении на общество с
ограниченной ответственностью «ТСЖ Левобережное» обязанности организовать
парковочное место для инвалидов напротив первого подъезда *** в соответствии
с действующими санитарными,
строительными, градостроительными нормами и правилами.
Принять в этой части
новое решение.
В удовлетворении
исковых требований Шарапова Сергея Игоревича, Пысенкова Андрея Ивановича,
действующего в интересах несовершеннолетнего ***, к обществу с ограниченной
ответственностью «ТСЖ Левобережье», администрации города Ульяновска, Управлению
дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска об устранении
нарушений закона и организации парковочных мест в соответствии со СНиП
35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
(СП 59.13330.2012) напротив первого подъезда *** отказать.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Пысенкова Андрея
Ивановича, действующего в интересах несовершеннолетнего ***, Шарапова Сергея
Игоревича, - оставить без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
18.08.2022.