УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-000788-27
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33-3152/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
16 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Е.В., Буделеева В.Г.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-963/2022
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от
15 марта 2022 года, с учетом определения
того же суда от 24 мая 2022 года об исправлении описки, по которому
постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска удовлетворить.
Взыскать с ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации в пользу Таривердян Седы Александровны в счет компенсации морального вреда 5000
рублей.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района г.Ульяновска, действующий в
интересах Таривердян С.А., обратился в
суд с иском к Государственному учреждению
Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о возложении обязанности обеспечить
техническими средствами реабилитации,
указав, что Таривердян С.А., *** года рождения, является *** *** (общее заболевание (***)).
Согласно индивидуальной программе реабилитации №
142.102.Э.73/2021 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы
гражданина
№ 614.102.Э.73/2021 от 14.07.2021,
он нуждается в ***
Таривердян С.А. вышеуказанными техническими средствами
реабилитации обеспечена только 09.12.2021. Из-за отсутствия специальных
устройств Таривердян С.А. не могла преодолевать замещения (компенсации)
ограничений жизнедеятельности, направленные на создание для нее равных с
другими гражданами возможностей, что отрицательно сказывалось на ее здоровье,
эмоциональном состоянии и, как следствие, влекло причинение ее личным
неимущественным правам нравственных и физических страданий.
Просил суд взыскать с Государственного учреждения –
Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации в пользу Таривердян С.А. компенсацию морального вреда в размере 30
000 руб., за ненадлежащее обеспечение техническими средствами реабилитации в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Судом к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено Министерство семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ
прости решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование
жалобы указывает, что в соответствии с Регламентом ГУ – УРО ФСС РФ
предоставляет государственную услугу по
обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (далее ТСР). ГУ – УРО ФСС РФ оказало Таривердян С.А.
государственную услугу по обеспечению ТСР, выдав ей 07.12.2021 направление на
получение ***. 08.12.2021 Таривердян С.А. было выдано направление на получение ***».
В связи с этим взыскание компенсации морального вреда необоснованно. Кроме
того, Таривердян С.А. была обеспечена *** 10.12.2021, *** 10.12.2021. Оснований
для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора, другие лица, участвующие в
деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим
образом.
Судебная коллегия с учетом положений ч.4 ст.167, ст.327
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
Таривердян С.А., *** года рождения, является *** ***, по общему заболеванию ***).
Согласно индивидуальной
программе реабилитации от 14.07.2021 Таривердян
С.А. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе таких, как - ***.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что данными
видами ТСР Таривердян С.А.
не была обеспечена своевременно.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, свидетельствующие
о нарушении прав инвалида в части своевременного обеспечения необходимыми ТСР,
прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу частичном удовлетворении требований.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Государственную политику в области социальной защиты
инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам
равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,
экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации определяет Федеральный закон от
24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).
Статья 5.1
Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает ведение федерального
реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной
системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о
детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях
жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты
профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или
абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных
мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем
сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг,
и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Оператором федерального реестра инвалидов является
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Функционирование федерального реестра инвалидов
осуществляется с применением программно-технических и иных средств,
обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными
системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной
форме.
В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения
о лице, признанном инвалидом, в том числе: его фамилия, имя, отчество (при его
наличии); пол; дата рождения; место
рождения; сведения о гражданстве; данные паспорта (иного документа,
удостоверяющего личность); сведения об индивидуальных программах реабилитации
или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность
которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них
реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об
услугах и о результатах выполнения этих программ.
Принятие органами государственной власти, органами местного
самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими
государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам
мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных
услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности,
содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия
соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании
представленных заявителем документов.
Согласно ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий,
получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона №
181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на
основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа
реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое
средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если
инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный
счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического
средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В
соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской
Федерации от 30.12.2005 № 2347-р,
специальные устройства для чтения «говорящих книг», медицинские термометры и
тонометры с речевым выходом относятся к техническим средствам, предоставляемым
инвалидам с освобождением от платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 №240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий
граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении
технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом,
представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального
страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства
инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии
с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее -
уполномоченный орган).
В силу п.5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление,
указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи
указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской
помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его
поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном
носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком
заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на
учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего
государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в
соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с
уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление
на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее -
направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее -
организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным
органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока
действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия
указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает
(выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в
7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом
извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия)
должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в
сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 данных Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может
превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании
паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида
(ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении
технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с
привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного
использования, - 60 календарных дней.
Материалами дела подтверждено, что в нарушение приведенных
выше положений закона имело место несвоевременное обеспечение Таривердян С.А.
техническими средствами реабилитации,
что свидетельствует о нарушении прав ***, гарантированных законом.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел
к верному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с
ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.
Пунктом 1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как указано в ст.151
Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими
его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного
вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания
обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных
страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому
причинен вред.
В соответствии со
ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального
вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается
судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный
вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Статья 39
Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из
предназначения социального государства, механизм социальной защиты,
предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым
категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны
государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
Суд первой
инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями закона и, установив,
что в связи с несвоевременным обеспечением Таривердян С.А. техническими средствами реабилитации, истцу
были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии
правовых оснований для взыскания с Фонда в пользу истца компенсации
причиненного морального вреда в разумном размере - 5000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть
приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени
причиненных истцу страданий, индивидуальных особенностей истца, являющейся ***,
степени ее ***, а также статуса учреждения ответчика судебная коллегия соглашается с размером взысканной с ответчика
в пользу истца суммой денежной компенсации морального вреда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города
Ульяновска от 15 марта 2022 года, с учетом
определения того же суда от 24 мая 2022
года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу
Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17.08.2022.