Судебный акт
Об обеспечении ТСР
Документ от 02.08.2022, опубликован на сайте 10.08.2022 под номером 101058, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить ТСР, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0001-01-2021-012144-87

Судья Сизов И.А.                                                                                Дело № 33-2820/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                    02 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области, апелляционную жалобу Байбиковой Халиси Батровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 февраля 2022 года, с учетом определения того же суда от 25 апреля 2022 года об исправлении описки, по делу №2-339/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области, поданного в интересах Байбиковой Халиси Батровны, к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., Байбиковой Х.Б, поддержавших доводы апелляционных представления и жалобы, представителя Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Протасовой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобу и представление не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Байбиковой Х.Б., *** года рождения, к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – УРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки установлено нарушение прав истицы, являющейся ***, на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации.   

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации Байбикова Х.Б. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ***, однако в установленном законом порядке и сроки истица не обеспечена указанными  техническими средствами реабилитации.

Прокурор просил обязать ГУ – УРО ФСС РФ обеспечить Байбикову Х.Б. техническими средствами реабилитации: ***, взыскать с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Старомайнская районная больница», ООО «ТехноТрейд».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Не соглашается с установленными судом обстоятельствами и выводами суда. Указывает, что отказ Байбиковой Х.Б. от *** был вызван тем, что истице в один день были предложены одинаковые технические средства реабилитации: *** По мнению истицы *** должна иметь другие параметры, в связи с чем истицей было написано заявление об отказе от ***

Указывает, что судом не были исследованы технические требования к указанным *** и их различия. Не дана оценка ненадлежащего исполнения государственного контракта от 11.11.2021 №647 со стороны ГУ-УРО ФСС РФ и ООО «ТехноТрейд», поскольку согласно техническому заданию (Приложение №1 к государственному контракту) к техническим требованиям *** предъявлялся ГОСТ Р 51083-2015, утвержденный Приказом Росстандарта от 28.10.2015 № 2164-ст, который утратил силу с 01.10.2021. 

При решении вопроса о взыскании компенсации морального вреда судом не учтено нарушение срока предоставления технических средств реабилитации с момента обращения Байбиковой Х.Б. с заявлением на их получение.

В апелляционной жалобе Байбикова Х.Б. также просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом не учтено нарушение ответчиком сроков на предоставление технических средств реабилитации. Истица вынуждена была отказаться от получения ***, поскольку обе ***, как ***, были идентичные по размеру и параметрам, в паспортах не было указано, какая из них ***, а какая - ***

09.07.2021 ею было подано заявление на предоставление технических средств реабилитации, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с уведомлением о постановке на учет и выдачей направления. Однако контракт был заключен лишь 11.11.2021, направление сформировано 23.11.2021. Полагает, что ответчиком нарушено её право на выбор технического средства реабилитации по каталогу.

В возражениях на апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу Байбиковой Х.Б. ГУ – УРО ФСС РФ просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление и апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Статья 5.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Согласно ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе: специальные средства для самообслуживания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р утвержден Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в который включены ***

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление инвалида о предоставлении технического средства реабилитации в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено судом, Байбикова Х.Б. имеет ***, является ***.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида от 14.01.2021 истица подлежит  обеспечению техническими средствами  реабилитации: ***.

06.07.2021 ответчиком было принято заявление истицы об обеспечении названными техническими средствами реабилитации.

Государственный контракт №647 на поставку *** для обеспечения инвалидов в 2021 году заключен 11.11.2021 между ГУ – УРО ФСС РФ и ООО «ТехноТрейд».

23.11.2021 истице были выданы направления №14794661 и 14794857 на получение, соответственно, *** (7-01-01) и *** (7-02-01). 

27.11.2021 Байбикова Х.Б. получила ***, что подтверждается актом приема-передачи от 27.11.2021 №1458, отрывным талоном к направлению от 23.11.2021 №14794661 и не отрицается истицей.

От получения *** Байбикова Х.Б. отказалась, указав на то, что данная *** идентична ***, также указала на то, что *** должна иметь ***.

В суде апелляционной инстанции Байбикова Х.Б. и свидетель *** дали аналогичные пояснения по поводу отказа истицы от получения ***. Указали, что *** выдавались без упаковок и технической документации, являлись одинаковыми, в том числе по характеристикам колес. Поставщик обещал заменить *** через месяц, чего сделано не было. На вопрос поставщика, имеются ли у Байбиковой Х.Б пожелания к ***, ею было указано на наличие широких колес и отсутствие обручей на колесах.

Поскольку на момент принятия обжалуемого судебного решения истица была обеспечена *** на основании индивидуальной программы реабилитации от 14.01.2021, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска прокурора в данной части.

В то же время судебная коллегия не может согласиться с решением суда об отказе в удовлетворении иска прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Байбиковой Х.Б. ***, так как в ходе рассмотрения дела нашли подтверждение доводы истицы о том, что отказ от данного средства реабилитации был вынужденным по причине идентичности выдаваемых поставщиком ***.

Судебная коллегия критически оценивает представленные в материалы дела ответы ООО «ТехноТрейд» (поставщика по государственному контракту от 11.11.2021 №647) в части того, что подлежащая выдаче Байбиковой Х.Б. *** по параметрам соответствовала требованиям государственного контракта, поскольку достоверных доказательств этому не представлено.

Согласно государственному контракту от 11.11.2021 №647 кресла*** имеют схожие характеристики, за исключением колес, которые у ***

Истица получала *** вместе со своей дочерью *** Не доверять пояснениям истицы и свидетеля ***. о том, что при получении 27.11.2021 *** и *** были идентичные и у них были одинаковые колеса, оснований не имеется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что со стороны ответчика имело место ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению Байбиковой Х.Б. техническим средством *** на основании выданного ей 23.11.2021 направления №14794857.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении на ГУ — УРО ФСС РФ обязанности обеспечить Байбикову Х.Б. техническим средством реабилитации *** не может быть признано законным, поскольку постановлено с нарушением ч.1 ст.310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом при принятии решения неверно определены

 

 
 обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об обязании ответчика обеспечить Байбикову Х.Б. *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 14.01.2021.

Относительно требований прокурора о взыскании с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе, в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

В силу приведенных норм права, поскольку Байбикова Х.Б. длительное время не была обеспечена ***, что ограничивало её возможность к передвижению по улице, ограничивало жизнедеятельность истицы, являющейся ***, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу Байбиковой Х.Б. компенсации морального вреда в размере 2000 руб., что отвечает требованиям разумности.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 февраля 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в интересах Байбиковой Халиси Батровны к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации – *** .

Принять в данной части новое решение.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Байбикову Халисю Батровну *** на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида от 14.01.2021.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Байбиковой Халиси Батровны компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.08.2022.