Судебный акт
О взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания
Документ от 26.07.2022, опубликован на сайте 10.08.2022 под номером 101049, 2-я гражданская, о признании действий незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-001762-15

Судья Анциферова Н.Л.                                                             Дело № 33а-2838/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    26 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Абдусамадова Гамзата Умаровича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 5 апреля 2022 года по делу № 2а-1445/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Абдусамадова Гамзата Умаровича к Федеральной службе исполнения наказаний о признании условий содержания незаконными, взыскании компенсации отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

Абдусамадов Г.У. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний о признании условий содержания незаконными, взыскании компенсации.

В обоснование требований указал, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми. В распоряжение УФСИН России по Республике Коми направлен согласно персональному наряду ФСИН России. Между тем, отбытие наказания в отдаленном исправительном учреждении свидетельствует о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении, поскольку препятствует поддержанию социально-полезных связей с родственниками. Содержание в ФКУ ИК-25 УФСИН Росси по Республике Коми признано незаконным, на ФСИН России возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о его переводе в исправительное учреждение по месту жительства его близких родственников в Ульяновскую область. Он отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России более шести лет, за данный период ни разу не посещал длительное свидание с матерью, отцом, сестрами. Полагает, что его право нарушено с 22.10.2015 по настоящее время.

Просил признать условия содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми ненадлежащими ввиду отдаленности исправительного учреждения от места жительства родственников, взыскать в свою пользу компенсацию за ненадлежащее содержание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в размере 800 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Сыктывкарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Абдусамадов Г.У. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что решение суда принято без учета Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ-ИК-25 УФСИН России по Республике Коми – ***. полагает апелляционную жалобу необоснованной. Указывает, что исправительное учреждение строгого режима для          Абдусамадова Г.У. было определено персональным нарядом ФСИН России от 29.07.2015 №03-48078 на основании ст.81 и п.4 ст.73 УИК РФ.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Исполнить постановление судьи Ульяновского областного суда от 09.06.2022 об обеспечении участия Абдусамадова Г.У. в судебном заседании посредством ВКС не представилось возможным ввиду убытия осужденного из ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми 25.07.2022 для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение *** на основании персонального наряда ФСИН России от 05.07.2022 №07-44034.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)  гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Из содержания ст.218, п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Абдусамадов Г.У. до ареста был зарегистрирован и проживал по адресу: ***

Ранее судим *** Ленинским районным судом г.Ульяновска по ч.*** к 1 году исправительных работ с удержанием 15 % заработной платы в доход государства. Снят по отбытии срока наказания ***

Осужден *** Заволжским районным судом г.Ульяновска по *** к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима  со штрафом в размере 250 000 руб. Приговор вступил в законную силу 23.09.2015. Начало срока – ***, конец срока – ***.

Из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, где          Абдусамадов Г.У. после ареста содержался с 18.09.2014, прибыл для отбывания наказания в распоряжение УФСИН России по Республике Коми согласно персональному наряду ФСИН России от 29.07.2015 №03-48078.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 73 УИК РФ и ч. 2 ст. 80 УИК, а также с учетом возможности размещения административный истец направлен для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.

В соответствии с распоряжением ФСИН России от 29.12.2017 № 369-р           ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми предназначена для отбывания наказания осужденными мужчинами, впервые осужденными к лишению свободы, режим данного ИУ – строгий.

Согласно справке оперативного отдела ФКУ ИК-31 от 07.12.2021, где Абдусамадов Г.У. отбывал дисциплинарное взыскание, осужденный характеризуется отрицательно, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Состоит на профилактическом учете как лидер и активный участник групп отрицательной направленности, а также лицо, оказывающее негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Жалоб и заявлений от Абдусамадова Г.М. не поступало. Оснований, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания осужденному             Абдусамадову Г.У. в ФКУ ИК-25, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, предусмотренных ст. 81 УИК РФ, не имеется (л.д.21).

В период с 26.10.2015 по 25.03.2022 на имя осужденного Абдусамадова Г.У. поступило и было выдано: посылки – 10 шт., передачи – 3 шт., бандероль – 7 шт. Осужденному Абдусамадову Г.У. было предоставлено 4 краткосрочных свиданий, длительных свиданий не представлялось.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска Абдусамадова Г.У. в полном объеме.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Согласно ч. 1 ст.73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в ч.4 настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

В силу положений ст.81 УИК РФ, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, положения ч.ч.1-3 ст.73 УИК РФ на заявителя не распространяются, поскольку он относится к категории осужденных, поименованных в ч.4 ст.73 УИК РФ, следовательно, при направлении в исправительное учреждение выбор конкретного учреждения осуществляется ФСИН России.

Абдусамадов Г.У. прибыл для отбывания наказания в распоряжение УФСИН согласно персональному наряду ФСИН России от 29.07.2015.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела судом не были учтены разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47, судебной коллегией отклоняются, поскольку, как следует из содержания оспариваемого решения, суд первой инстанции руководствовался, в том числе  указанным нормативным актом.

Так, согласно п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», определение либо изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. При этом следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (статьи 73, 81 УИК РФ).

При разрешении административного дела об оспаривании направления в исправительное учреждение осужденного из числа лиц, указанных в ч.4 ст.73 УИК РФ, суду также надлежит выяснять мотивы выбора административным ответчиком конкретного учреждения, в том числе с точки зрения его расположения (абз.3 п.19).

В целях проверки доводов заявителя относительно абз.3 п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 судом апелляционной инстанции из ФСИН России были истребованы дополнительные сведения относительно выбора административным ответчиком конкретного учреждения для направления Абдусамадова Г.У. для отбывания наказания.

До вступления в законную силу приговора Заволжского районного суда г.Ульяновска от *** Абдусамадов Г.У. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

Как видно из приговора Заволжского районного суда г.Ульяновска от ***,  Абдусамадов Г.У. характеризуется удовлетворительно, совершил преступление  при рецидиве преступлений, ранее судим за совершение корыстного преступления, судимость не снята и не погашена. Назначенное наказание постановлено отбывать в колонии строго режима.

Согласно сведениям ФСИН России, представленным суду апелляционной инстанции, а именно: персональному наряду от 29.07.2015 исх-03-48078 и справке старшего инспектора отделения спецучета УФСИН России по Ульяновской области ***., приговор в отношении Абдусамадова Г.У., по которому он был осужден, в том числе по *** РФ, вступил в законную силу ***. УФСИН России по Ульяновской области на основании приказа Минюста РФ от 01.12.2005 №235 «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» направлено мотивированное заключение в Федеральную службу исполнения наказаний для рассмотрения вопроса о месте отбывания наказания в виде лишения осужденным Абдусамадовым Г.У. в соответствии *** РФ. Осужденный Абдусамадов Г.У. убыл 03.10.2015 в распоряжение УФСИН России по Республике Коми на основании персонального наряда ФСИН России. Копии документов по данному вопросу, хранившиеся в номенклатурном деле, были уничтожены по истечении срока хранения. Согласно Приказу ФСИН России от 21.07.2014 №373 срок хранения указанных документов составляет 5 лет.

Таким образом, место отбывания наказания заявителю апелляционной жалобы определено административным ответчиком не произвольно, соответствует приговору суда, в том числе в части режима отбывания наказания; медицинских противопоказаний для отбывания наказания в ФКУ ИК-25 не установлено.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что на момент вступления приговора в законную силу и направлении Абдусамадова Г.У. в исправительное учреждение строгого  режима в УФСИН России по Республике Коми - 29.07.2015 – ни Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47, ни разъясняющие положения Конституционного Суда Российской Федерации относительно лиц, поименованных в ч.4 ст.73 УИК РФ, не действовали.  В этой связи ФСИН России правомерно руководствовался исключительно требованиями ст.73 УИК РФ в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 №47-ФЗ, от 27.06.2011 №159-ФЗ, согласно которым ч.1 указанной статьи предусматривала отбывание наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены только тем лицам, осужденные к лишению свободы, которые не указаны в части четвертой настоящей статьи.

При этом, отбывая наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с 22.10.2015, даже после принятия в 2018 году Верховным Судом РФ Постановления Пленума №47, административный истец до 2021 года с какими-либо заявлениями, ходатайствами о переводе его другое исправительное учреждение не обращался, действия ФСИН России по направлению его для отбывания наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми не оспаривал.

Только в 2021 году Абдусамадов Г.У. обратился в Ленинский районный суд г.Ульяновска с административным исковым заявлением к ФСИН России об обязании перевести его в исправительное учреждение Республики Дагестан либо иной близко расположенный к месту жительства сестры регион. Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска требования Абдусамадова Г.У. удовлетворены частично,  на ФСИН России возложена обязанность рассмотреть вопрос о переводе Абдусамадова Г.У. в ИУ, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, проживающих в Республике Дагестан. На дату вынесения оспариваемого решения - 05.04.2022 - решение суда от 22.12.2021 не вступило в законную силу, обжаловалось в апелляционном порядке. Вступило в силу 26.04.2022.

Также в 2021 году Абдусамадов Г.У. обращался в Замоскворецкий районный суд г.Москвы с административным исковым заявлением об обязании ФСИН России перевести его в исправительное учреждение по месту жительства родственников, проживающих в г.Ульяновске. Решением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 21.04.2021 требования Абдусамадова Г.У. удовлетворены частично, на ФСИН России возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о переводе Абдусамадова Г.У. в ИУ, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, проживающих в г.Ульяновске. Решение вступило в законную силу ***. На дату принятия оспариваемого решения Ленинского районного суда г.Ульяновска решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от *** не было исполнено, сведений о том, что при повторном рассмотрении заявления Абдусамадова Г.У. в его удовлетворении отказано, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах утверждение заявителя жалобы о том, что он незаконно содержался в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, заявлено преждевременно. Что, однако, не препятствует ему вновь обратиться с соответствующим иском в суд при наступлении правовых условий.

В настоящее время 25.07.2022 Абдусамадов Г.У. убыл из ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение строго режима УФСИН России по Республике Адыгея на основании персонального наряда ФСИН России от 05.07.2022 №07-44034.

По общему установленному УИК РФ правилу осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (%!ч.1 ст.73 и ч.1 ст. 81!%).

В соответствии с ч.4 ст. 73 названного Кодекса осужденные за преступления, предусмотренные в том числе %!ст.126 УК Р!%Ф, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, следственным изолятором (ч.9 ст.16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в %!ч.4 ст.73 УИК РФ!%, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч.2 ст.81 названного кодекса в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Аналогичное положение содержится в Порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года №17 (далее - Порядок).

Так, согласно п.9 Порядка, вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; перевод осужденных, указанных в ч.4 ст.73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осуществляется по решению ФСИН России.

При этом основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является заявление осужденных и (или) их родственников, обращение начальника исправительного учреждения, ликвидация или реорганизация исправительного учреждения, а также иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, а также поступившее из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, решение о реадмиссии или депортации в отношении осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства (п.11 Правил).

Вместе с тем, как указывалось выше, Абдусамадов Г.У. до 2021 года с такими заявлениями к ответчикам не обращался.

Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения на дату его принятия.

По состоянию на 05.04.2022 каких-либо правовых оснований, позволявших суду признать условия содержания Абдусамадова Г.У. в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, начиная с 22.10.2015, ненадлежащими ввиду отдаленности исправительного учреждения от места жительства родственников, на основании чего взыскать в его пользу компенсацию за ненадлежащее содержание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, у районного суда не имелось.

Таким образом, принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдусамадова Гамзата Умаровича  - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи