Дело-33-***-2008 г.
Судья Корнилин Н.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 марта 2008 г.
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Лисовой Л.С.,
судей Шлейкиной О.В. и Королевой А.В.
рассмотрела дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в
Железнодорожном районе г. Ульяновска на решение Ульяновского районного суда от 25
января 2008 года, с учетом определения от 21 февраля 2008года, по которому
постановлено:
Признать отказ Управления Пенсионного Фонда РФ
(Государственное учреждение) в Ульяновском районе в назначении Б*** досрочной трудовой пенсии в связи с
осуществлением педагогической деятельности от 04.07.2005г. незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска включить Б*** в стаж работы, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 29.10.1974 года по 09.01.1984
года в должности старшего пионервожатого Л*** и П*** средней школы и назначить
ей досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической
деятельности с момента обращения в УПФ
РФ (ГУ) в Ульяновском районе, т.е. с 31 марта 2005года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Б*** обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда
РФ в Ульяновском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию. В
обоснование своих требований указала, что с 1974 года постоянно работала в Л***,
а затем – в П*** средней школе старшей
пионервожатой, а затем учителем начальных классов. Общий трудовой стаж в
указанных должностях составляет 30 лет 4 месяца 27 дней. В связи с этим она
обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии
на основании п. 10 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации». Однако решением комиссии от 04.07.2005 ей было отказано в
назначении пенсии в связи с тем, что в трудовой стаж не засчитали период работы
в должности старшей пионервожатой с 29.10.1974 по 18.01.1984. Принятое решение является незаконным, так как
противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004,
которым определено, что исчисление пенсии может производиться по нормам
законодательства, действовавшего до вступления в силу Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации». В тот период, когда она работала в
должности пионервожатой, данная должность являлась педагогической и период
такой работы засчитывался в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую
пенсию, при условии, что она отработала не менее 25 лет в должностях, связанных
с педагогической деятельностью. Так как ее общий педагогический стаж составляет
более 30 лет, она имеет право на досрочную трудовую пенсию.
Просила включить в трудовой стаж, дающий право на назначение
досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности,
период работы с 29.10.1974 по 18.01.1984 в должности старшей пионервожатой в Л***
и П*** средних школах и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую
пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения
– 31.03.2005.
В ходе рассмотрения дела суд привлек к участию в деле в качестве
соответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.
Ульяновска, в качестве 3-х лиц – Л*** и П*** средние школы и постановил
приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в
Железнодорожном районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда и просит
его отменить. При этом указывает, что суд неверно применил и истолковал
материальный закон, неправильно включил в
специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение пенсии, периоды работы истицы пионервожатой в Л***
и П*** средних школах. Непонятна формулировка о включении в стаж этих периодов с момента обращения в УПФ РФ в
Ульяновском районе. Работа истицы в должности старшей пионервожатой не может
быть включена в специальный стаж, дающий
право на досрочное назначение пенсии, поскольку
в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в
Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и
Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Право на включение периода работы в должности пионервожатой в специальный стаж
могло быть у истицы только в том случае, если бы на момент действия Списков от
1959г. (т.е. до 1993г.) она отработала весь требуемый для назначения пенсии
педагогический стаж – 25 лет в соответствии с теми условиями, которые
устанавливались Постановлением № 1359. Указанный вывод следует из определения
Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г. № 320-0. Правильность позиции УПФ
подтверждается Постановлением Минтруда № 70 от 17.10.2003г., а также решением
Верховного Суда РФ от 15.05.2003г. и
определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24.07.2003г. по
заявлению Белоусовой.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
выслушав Б***., судебная коллегия
не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела
усматривается, что Б***. в период с 29.10.1974г.
по 09.01.1984г. работала в должности
старшей пионервожатой в Л*** и П*** средних школах.
Подпунктом 10
пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,
лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных
и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 3 этой же
нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи,
правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии
утверждаются Правительством РФ.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий,
должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей.
В предшествующий
период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от
17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР
№ 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.
Из протокола заседания комиссии усматривается, что в
выслугу лет Б*** не засчитаны периоды
работы в должности старшей пионервожатой
в Л*** и П*** средних школах.
Положением о
порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров
СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993,
предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в
качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, в
период работы Б***. в должности
пионервожатой действующим в тот период законодательством
предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для
назначения досрочной пенсии по старости.
Отказывая истице во включении в педагогический стаж периода
работы в должности пионервожатой, ответчик сослался на то, что в настоящее
время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные
постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Однако оценку
пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством,
действовавшим в спорный период.
Положения статьи 6
(части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55
(части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней
предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения,
необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в
разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том,
что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет
уважаться властями и будет реализовано.
Из правовой
позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 №
2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового
регулирования, усматривается, что ранее приобретенные права на пенсию в
соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации,
действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией
лиц.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,
периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком
профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных
пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 №
463.
В соответствии с
п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными
педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за
выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях
в РСФСР».
Таким образом,
поскольку в период работы Б***. в должности
пионервожатой работа в данной должности включалась в педагогический стаж
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета
Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанного
периода работы в специальный стаж при назначении ей пенсии в настоящее время.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения
которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и
гражданина.
Поскольку к
моменту обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости Б*** имела необходимый 25-летний стаж
педагогической работы, суд обоснованно
удовлетворил заявленные исковые требования и обязал ответчика назначить ей
пенсию с момента обращения в Пенсионный Фонд – с 31.03.2005г.
Доводы
кассационной жалобы о том, что истица должна была выработать 2/3 стажа в период
действия Положения от 1959 г., являются несостоятельными. Эти доводы были
предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная оценка.
Другие доводы
также не опровергают правильность принятого решения, в том числе и ссылка кассатора на определение
Конституционного Суда РФ от 2002года, Постановление Минтруда от 17.10.2003г., решение
и определение Верховного Суда РФ от 2003г.
Нарушений норм
материального и процессуального закона не усматривается.
В силу изложенного
решение суда является правильным и
отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л
а :
Решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 января
2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска (Государственное
учреждение) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи