Судебный акт
О признани инезаконным решения, установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.
Документ от 12.07.2022, опубликован на сайте 01.08.2022 под номером 100772, 2-я гражданская, об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-02-2022-000137-42

Судья Мерзляков К.В.                                                                   Дело №33-2639/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     12 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 7 апреля 2022 года по делу №2-2-79/2022, по которому постановлено:

иск прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах В*** К*** В*** к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области об отмене решения комиссии об отказе в установлении факта невозможности проживания, признании справки администрации незаконной, установлении факта невозможности проживания удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ранее занимаемом жилом помещении об отказе несовершеннолетнему В*** К*** В*** в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ***.

Установить факт невозможности проживания несовершеннолетнего В*** К*** В*** в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ***.

В удовлетворении исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах В*** К*** В*** к муниципальному учреждению «Ермоловское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконной справки от 03 декабря 2020 года №146 отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Гнусаревой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетнего В*** К.В., *** года рождения, обратился в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Ермоловское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области об отмене решения комиссии об отказе в установлении факта невозможности проживания, признании справки администрации незаконной, установлении факта невозможности проживания.

Требования мотивированы тем, что решением комиссии Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 0312.2020 В*** К.В. отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ***, со ссылкой на неподтверждение сведений о невозможности проживания в указанном жилом помещении.

Основанием для отказа послужила справка администрации МО «Ермоловское сельское поселение» от 03.12.2020 №146 о том, что в муниципальной квартире по вышеуказанному адресу никто не проживает.

В ходе прокурорской проверки установлено, что несовершеннолетний В*** В.Н. относится к категории детей-сирот.

Постановлением администрации МО «Вешкаймский район» от 09.02.2011 №98 за несовершеннолетним В*** К.В. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ***.

Данное жилое помещение на основании договора социального найма от 26.05.2016, заключенного между администрацией МО «Вешкаймский район» и Верховой Е.В., предоставлено Верховой Е.В. (наниматель) и членам семьи нанимателя Верховой К.В. (сестре) и В*** К.В. (брату).

Поскольку общая площадь жилого помещения менее учётной нормы предоставления жилого помещения, В*** К.В. незаконно отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.

Прокурор просил отменить решение комиссии Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 03.12.2020 №17 об отказе несовершеннолетнему В*** К.В. в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ***; признать незаконной справку администрации МО «Ермоловское сельское поселение» от 03.12.2020 №146; установить факт невозможности проживания несовершеннолетнего В*** К.В. в ранее занимаемом жилом помещении по указанному адресу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление образования администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области, Косарева Е.В. (Верхова Е.В.), Верхова К.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.

В обоснование жалобы указывает, что утверждение прокурора о необеспечении сироты учетной нормой жилой площади, противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку сестры В*** К.В. – Верхова Е.В. и Верхова К.В. проживают в г.***, спорное жилое помещение не является их фактическим местом жительства, в связи с чем В*** К.В. может вселиться в жилое помещение один и будет обеспечен учетной нормой, так как жилое помещение имеет площадь 34,1 кв.м.

В случае включения В*** К.В. в список нуждающихся и последующее обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда повлечет двукратное обеспечение жильем по договорам социального найма, что противоречит нормам действующего законодательства. Считает уведомление Министерства об отказе в установлении факта невозможности проживания В*** К.В. законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель МУ администрации МО «Ермоловское сельское поселение» и третьи лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия согласно положениям ст. 167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. 

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене принятого по делу решения в связи со следующим.

Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.7, п. «ж», ч.1 ст.72 Конституции РФ), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предписано, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием одного из обстоятельств, указанных в этом пункте, в том числе, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункт 3).

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8 названного федерального закона).

Согласно ч.1 ст.3 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных п.4 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2013 №96-П утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Принимая решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения комиссии Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 03.12.2020 №17 об отказе несовершеннолетнему В*** К.В. в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: *** и установлении факта невозможности проживания несовершеннолетнего В*** К.В. в помещении по указанному адресу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренного подп.3 п.4 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основания для удовлетворения требований прокурора в указанной части.

Как установлено судом, В*** К.В., *** года рождения, является ребёнком-сиротой. Отец В*** В.Н. умер ***, мать Будилина Е.И. решением Майнского районного суда Ульяновской области от 22.12.2010 была лишена родительских прав (умерла ***).

Постановлением администрации МО «Вешкаймский район» от 09.02.2011 №98 над несовершеннолетним В*** К.В. установлена опека по договору о приемной семье. Опекуном несовершеннолетнего назначена Красильникова Н.А. За В*** К.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***, где он зарегистрирован до настоящего времени.

В соответствии с договором о приемной семье от 10.02.2011 №01/11 Красильникова Н.А. приняла на воспитание в свою семью Верхову Е.В., *** года рождения, Верхову К.В., *** года рождения и В*** К.В., *** года рождения.

Жилое помещение по адресу: *** находится в одноэтажном трехквартирном доме.

Согласно техническому паспорту на дом №*** по ул.*** в п.*** района *** области квартира №*** имеет общую площадь 33,49 кв.м, в том числе жилую 24,14 кв.м.

На квартиру №*** 25.05.2016 заключен договор социального найма №516, по которому указанное жилье предоставлено МУ администрация МО «Вешкаймский район» Ульяновской области нанимателю Верховой Е.В. (в настоящее время Косарева Е.В.) и членам семьи Верховой К.В. (сестре) и В*** К.В. (брату).

В представленном в материалы дела договоре социального найма жилого помещения от 25.05.2016 №516 указаны другие характеристики квартиры №***, которые соответствуют квартире №***, площадь которой составляет 34,10 кв.м. Однако данное обстоятельство не имеет существенного значения для разрешения настоящего спора.

Решением комиссии Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 03.12.2020 №17 несовершеннолетнему В*** К.В. отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: ***.

При этом комиссией принято во внимание, что в указанной квартире никто не проживает.

Не соглашаясь с данным решением, суд, обоснованно руководствовался положениями ст.ст.51, 71 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения из суммарной общей площади жилья, на которое имеет право пользования (собственности) несовершеннолетний Верхов К.В., а также принял во внимание, то обсоятельство, что сестры несовершеннолетнего В*** К.В. - Косарева Е.В. и Верхова К.В., зарегистрированные в квартире по указанному адресу, сохраняют право пользования данным жилым помещением.

Поскольку установлено, что размер общей площади, приходящейся на В*** К.В. в указанной квартире, составляет менее 12 кв.м - размера учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета депутатов МО «Вешкаймский район» Ульяновской области от 18.11.2020 №24/247, суд правомерно принял решение об установлении факта невозможности проживания истца в по адресу: ***.

Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что в случае вселения В*** К.В. в квартиру, в которой не проживают его сестры, он будет обеспечен учетной нормой  жилой площади, не может быть признан состоятельным, поскольку, как установлено судом, В*** К.В. и Косарева Е.В. не отказывались от права на указанное жилье, в установленном порядке утратившими право пользования жилым помещением не признавались.

Ссылка в жалобе на то, что в случае включения В*** К.В. в список нуждающихся, последующее обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда повлечет двукратное обеспечение жильем по договорам социального найма, также является несостоятельной, так как основана на ошибочном толковании приведенных норм права.

Судом надлежаще установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда в силу ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных судом обстоятельств, не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 7 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.07.2022.