Судебный акт
Об обеспечении инвалида средсвами реабилитации
Документ от 05.07.2022, опубликован на сайте 25.07.2022 под номером 100703, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0001-01-2022-000058-83

Судья Анциферова Н. Л.                                                               Дело №33-2578/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 5 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Смирновой Ю.В., Жаднова Ю.М.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-622/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 9 марта 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах Озерцова Егора Евгеньевича к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Озерцова Егора Евгеньевича *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №31 от 29.03.2011 к акту освидетельствования №277 от 29.03.2011.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Озерцова Егора Евгеньевича компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В остальной части иска отказать.    

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Ефремовой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, старшего прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И. и Озерцова Е.Е., не согласившихся с апелляционной жалобой, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила :

 

прокурор Ленинского района города Ульяновска, действующий в интересах Озерцова Е.Е., обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска по обращению Озерцова Е.Е. проведена проверка соблюдения норм действующего законодательства в сфере предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан. Озерцов Е.Е. является инвалидом *** *** Ему оформлена индивидуальная программа реабилитации №31 от 29.03.2011 к акту освидетельствования №277 от 29.03.2011, в которой в разделе «технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета» в числе прочего указана ***

Озерцов Е.Е., как человек с ограниченными возможностями, относится к одной из наименее защищенных категорий граждан. Такие граждане должны получать квалифицированную медицинскую помощь и необходимые средства реабилитации надлежащего качества в соответствии с рекомендациями врачей. Ущемление их социальных прав является недопустимым. 

Исходя из потребностей и особенностей истца ему необходима ***

До настоящего времени Озерцов Е.Е. не обеспечен названным средством реабилитации в нарушение положений приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.03.2021 №107н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями».

Прокурор просил обязать ответчика обеспечить Озерцова Е.Е. техническим средством реабилитации - *** с указанными техническими характеристиками и взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России, ООО «ТехноТрейд». 

Рассмотрев заявленные прокурором требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает решение незаконным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.

Указывает, что сравнительные характеристики ***, полученной Озерцовым Е.Е. в 2015 г., соответствовали *** предоставленной ему в 2021 году. ГУ - УРО ФСС РФ выполнило перечень действий для обеспечения Озерцова Е.Е. *** в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. Полагает, что отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда. Отмечает, что выплата компенсации морального вреда производится из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что повлечет ущемление прав других инвалидов.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Как установлено судом, Озерцов Е.Е., *** года рождения, является инвалидом ***

Истцу оформлена индивидуальная программа реабилитации №31 от 29.03.2011 к акту освидетельствования №277 от 29.03.2011, согласно которой в разделе технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, указана ***.

24.02.2021 Озерцов Е.Е. через портал государственных и муниципальных услуг обратился у ответчику с заявлением об обеспечении указанным средством реабилитации.

До настоящего времени Озерцов Е.Е. не обеспечен техническим средством реабилитации – ***

Согласно ответу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от 04.07.2022 №880 при разработке индивидуальной программы реабилитации №31 от 29.03.2011 Озерцову Е.Е. была оформлена справка, выдаваемая инвалиду с ограничением способности к самостоятельному передвижению, о нуждаемости в *** №8 от 29.03.2011 к акту №277, в которой рекомендованы характеристики кресла-коляски комнатной (***).

Согласно п.7-01 Перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №106н от 05.03.2021 при назначении кресла-коляски комнатной определяются антропометрические данные инвалида, ребенка-инвалида – рост, вес, а также ширина сиденья, глубина сиденья, высота подножки, высота подлокотника.

При назначении *** (для инвалидов и детей-инвалидов), в зависимости от характера инвалидизирующей патологии, определяются ***

Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований об обеспечении Озерцова Е.Е. *** с определенными характеристиками, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела и обоснованно принял во внимание данные, имеющиеся в деле освидетельствования МСЭ №09061984 относительно характеристик рекомендованного истцу технического средства реабилитации.

Выводы суда мотивированы, и оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Статья 5.1. данного Федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные, относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п.5 указанных Правил уполномоченный орган рассматривает такое заявление в 15-дневный срок, а в случае подачи заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку на момент принятия обжалуемого судебного решения истец Озерцов Е.Е. не был обеспечен ***, в которой нуждается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данным средством реабилитации.

Выдача ответчиком Озерцову Е.Е. направления на получение кресла-коляски с ручным приводом комнатной (модель 7-01-01) в соответствии с государственным  контрактом от 19.08.2021 №482 на поставку *** *** для обеспечения инвалидов в 2021 году, заключенного с ООО «ТехноТрейд», не может свидетельствовать об исполнении ГУ - УРО ФСС РФ обязанности по обеспечению Озерцова Е.Е. техническим средством реабилитации, рекомендованным индивидуальной программой реабилитации №31 от 29.03.2011, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что предложенное ***, которая необходима истцу по медицинским показаниям согласно справке МСЭ о нуждаемости в кресле-коляске №8 от 29.03.2011 и ответу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от 07.07.2022.

Правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе, в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением Озерцова Е.Е. техническими средствами реабилитации, истцу были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Фонда в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере 5000 руб.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 9 марта 2022 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.07.2022.