Судебный акт
О взыскании задолженности по обязательным платежам
Документ от 21.06.2022, опубликован на сайте 08.07.2022 под номером 100506, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

Об отказе в повороте исполнения решения суда

Документ от 15.11.2022, опубликован на сайте 29.11.2022 под номером 103107, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций(о повороте исполнения решения суда), ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2021-006227-87

Судья Фролов В. В.                                                                      Дело № 33а-2327/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         21 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Смирновой Ю.В., Буделеева В.Г.,

при секретаре Каминской Ю.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Еременко Николая Олеговича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2022 года по делу №2а-380/2022, по которому постановлено:

административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска к Еременко Николаю Олеговичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Еременко Николая Олеговича, *** года рождения, проживающего по адресу: *** в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 50 548 руб. 93 коп., в том числе по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 3576 руб., а также пени за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в размере 6 руб. 59 коп., по транспортному налогу за 2019 год в размере 46 880 руб., а также пени за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в размере 86 руб. 34 коп.. 

Взыскать с Еременко Николая Олеговича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1716 руб. 47 коп.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Еременко Н.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Еременко Н.О. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик имеет задолженность по транспортному налогу и налогу на доходы физических лиц за 2019 год.

За Еременко Н.О. в 2019 году были зарегистрированы транспортные средства КРАЗ 250, государственный регистрационный знак ***; МАЗ 54331, государственный регистрационный знак ***; «Мерседенс-Бенц» S320, государственный регистрационный знак ***, в связи с чем административному ответчику начислен транспортный налог в сумме 46 880 руб.

Также Еременко Н.О. начислен налог на доходы физических лиц в размере 3576 руб. на основании представленных налоговым агентом ООО Микрофинансовая компания «4финанс» сведений о получении налогоплательщиком дохода в размере 27 510 руб., налог с которого не удержан.

В адрес административного ответчика направлялись налоговое уведомление о начисленных за 2019 год налогах, требование об уплате недоимки по налогам и начисленных пеней в срок до 25.01.2021, которое не исполнено.

Судебный приказ мирового судьи судебного участка №5 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 05.03.2021 о взыскании задолженности по налогам и пеням отменен 31.03.2021 на основании возражений должника.

ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска просила взыскать с Еременко Н.О. задолженность по обязательным платежам в сумме 50 548 руб. 93 коп., в том числе налог на доходы физических лиц за 2019 год в размере 3576 руб., пени –  6 руб. 59 руб. за период с 02.12.2020 по 14.12.2020; транспортный налог за 2019 год в сумме 46 880 руб., пени – 86 руб. 34 коп. за период с 02.12.2020 по 14.12.2020.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО Микрофинансовая компания «4финанс».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Еременко Н.О. просит отменить решение суда, не соглашается с взысканием с него транспортного налога по КРАЗ 250 и МАЗ 54331, ссылаясь на то, что транспортные средства проданы им в 2019 году на запчасти. Также указывает, что данные транспортные средства и полуприцеп 9370, регистрационный знак ***, были временно зарегистрированы в 2006 году по месту его пребывания, поскольку постоянного места жительства он не имел. Летом 2010 года им было получено уведомление от 05.07.2010, в котором ГИБДД УВД России по Ульяновской области сообщило об аннулировании регистрации принадлежащего ему полуприцепа 9370 в связи с истечением срока временной регистрации транспортного средства. Поскольку в тот же период истекал срок временной регистрации транспортных средств КРАЗ 250 и МАЗ 54331, то он полагал, что аналогичным образом прекращена и регистрация данных транспортных средств.

Вывод суда о том, что ООО Микрофинансовая компания «4финанс» осуществило прощение долга по заключенному с ним договору займа, не подтвержден надлежащими доказательствами, противоречит обстоятельствам дела, сделан без учета представленного доказательства погашения задолженности перед ООО Микрофинансовая компания «4финанс», выписки по карте, согласно которой 06.09.2019 он перечислил в пользу последнего денежные средства в размере 30 000 руб. Отмечает, что от ООО Микрофинансовая компания «4финанс» уведомлений о прощении какой-либо задолженности не получал.

Ссылается на то, что требования об уплате налога направлялись налоговым органом на неверный адрес, по которому он был временно зарегистрирован до 2014 года. Считает, что налоговый орган должен был располагать сведениями о месте его регистрации с 2014 года. Ввиду наличия вышеуказанных обстоятельств, полагает, что обязанность по уплате налога у него не возникла.

В суд апелляционной инстанции не явились  представители административного истца и заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего административного дела.

Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ч.1 ст.207 НК РФ).

В соответствии с требованиями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Уплате налога физическими лицами предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления , в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления         (ст.52 НК РФ).

Налоговое уведомление может быть направлено налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты его направления (п.4 ст.52 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и исчисленные в порядке ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пени в его отношении (ст.69 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом, и оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Согласно п.3 ст.84 Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

Пункт 4 данной статьи предусматривает, что в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.

По делу установлено, что в 2019 году за Еременко Н.О. были зарегистрированы транспортные средства: КРАЗ-250, государственный номер ***, МАЗ 54331, государственный номер ***, «Мерседес-Бенц» S-320, государственный номер ***.

Кроме того, по сведениям налогового агента ООО Микрофинансовая компания «4финанс» Еременко Н.О. имел доход в размере 27 510 руб. 10.09.2019  данным обществом было принято решение о прощении долга в рамках заключенного с Еременко Н.О. договора потребительского займа №9061460903-3 от 11.05.2019.  Сумма списания составляет 27 510 руб., в том числе: основной долг – 20 300 руб.,  проценты – 7210 руб.

28.09.2020 административному ответчику направлено налоговое уведомление №33655429 от 03.08.2020 по уплате транспортного налога и налога на доходы физических лиц за 2019 год по адресу: ***.

17.12.2020 в связи с неуплатой Еременко Н.О. налогов за 2019 год в установленный срок административному ответчику по адресу: *** заказным письмом было направлено требование №71701 от 15.12.2020 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2019 год в сумме 46 880 руб., пени за период с с 02.12.2020 по 14.12.2020 в сумме 86 руб. 34 коп., налога на имущество физических лиц в размере 3576 руб., пени за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в сумме 6 руб. 59 коп.

Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена обязанность суда при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверять полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выяснять, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверять правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Принимая решение об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Еременко Н.О. спорной задолженности по налогам, суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что налоговое уведомление и требование об уплате налогов направлялось административным истцом не по адресу регистрации налогоплательщика, что свидетельствует о неисполнении налоговым органом установленной законом обязанности по надлежащему направлению налогоплательщику уведомления о начисленных налогах и требования об уплате недоимки по налогаи, что в свою очередь свидетельствует о том, что у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате спорных налогов.

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям миграционного учета Еременко Н.О. с 2014 года имеет постоянную регистрацию по адресу: ***.

В соответствии с п.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.04.2010 №468-О-О в соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности.

При этом в соответствии с абз. 2 ст.52 и п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требование об уплате налога) может быть передано руководителю организации, ее законному или уполномоченному представителю, физическому лицу, его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление (налоговое требование) вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В отсутствие факта направления по надлежащему адресу административного ответчика налогового уведомления о начисленных налогах судебная коллегия приходит к выводу, что налоговый орган не вправе был направлять требование об уплате налога налогоплательщику Еременко Н.О. и, соответственно, у последнего не возникла обязанность по уплате спорных налогов.

Таким образом, по делу установлено, что административным истцом ненадлежаще исполнена обязанность по направлению налогоплательщику данных уведомления и требования.

Нормы налогового законодательства не возлагают на налогоплательщика — физическое лицо обязанность по сообщению налоговому органу сведений об изменении места жительства, поскольку на территории Российской Федерации существует единый учет налогоплательщиков, об изменении места регистрации которых в налоговый орган регулярно поступают сведения из регистрирующих органов МВД России.

В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. Решение суда подлежит отмене на основании п.п.3,4 ч.2  ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска к Еременко Николаю Олеговичу, *** года рождения, зарегистрированному по адресу: ***, о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям в сумме 50 548 руб. 93 коп., в том числе по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 3576 руб., пени за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в размере 6 руб. 59 коп., по транспортному налогу за 2019 год в размере 46 880 руб., пени за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в размере 86 руб. 34 коп. отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.07.2022.