Судебный акт
О признании незаконным отказа утверждения схемы распол. зем.уч.
Документ от 15.06.2022, опубликован на сайте 05.07.2022 под номером 100329, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-000549-65

Судья Анциферова Н. Л.                                                              Дело № 33а-2148/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         15 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Смирновой Ю.В., Буделеева В.Г.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бурлакова Сергея Юрьевича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 февраля 2022 года по делу №2а-861/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Бурлакова Сергея Юрьевича к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя    Бурлакова С.Ю. – Черникова Р.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

 

Бурлаков С.Ю. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.

В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ***, садоводческое товарищество «***», участок №***, кадастровый номер ***. На протяжении многих лет он пользуется смежным земельным участком, который никому не принадлежит.

Он обратился в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением от 08.12.2021 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, приобщив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненную ООО «Центр Кадастра», однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Согласно ответу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 10.12.2021 предоставление земельного участка, расположенного на территории садоводческого некоммерческого товарищества, посредством утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровым плане территории не предусмотрено законодательством, и для перераспределения земельного участка требуется проект межевания территории СНТ «***», утвержденный решением общего собрания членов товарищества. 

Административный истец просил признать незаконным отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области №2578 от 10.12.2021 в утверждении схемы расположения земельного участка. Обязать административного ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск садоводческое товарищество «***», участок ***, кадастровый номер ***. Указать в резолютивной части, что решение суда по делу является основанием для осуществления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области кадастрового учета перераспределяемого земельного участка, внесения соответствующих изменений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Ульяновск и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены садоводческое некоммерческое товарищество «Ветеран», Управление Росреестра по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Бурлаков С.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить, рассмотреть дело по правилам производства в суде первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с п.10 ст.39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать все имеющиеся основания отказа. Однако отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 10.12.2021 не содержит ссылки на какое-либо основание, предусмотренное п.9 и п.14 ст.39.28 ЗК РФ. Полагает, что нормы главы V.4 ЗК РФ ст.ст. 39.27-39.29 ЗК РФ являются специальными по отношению к положениям ст.11.3 ЗК РФ и подлежат применению в рассматриваемом деле.

Согласно п.3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Таким образом, имеются основания для удовлетворения заявления о  перераспределении земельных участков.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителя административного истца Черникова Р.А., другие участники процесса не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм права при рассмотрении административного спора, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, Бурлакову С.Ю. принадлежит на праве собственности земельный участок №*** с кадастровым номером ***, площадью 660 кв.м, расположенный по адресу: ***, садоводческое товарищество «***».

08.12.2021 административный истец обратился в Министерство строительство и архитектуры Ульяновской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером ***, площадью 959 кв.м, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 660 кв.м и земель, государственная собственность, на которые не разграничена, площадью 299 кв.м, расположенного в садоводческом товариществе «***».

Согласно представленной административным истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок образуется путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером *** и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Территориальная зона: Ж8С – зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы).

Административный ответчик письмом от 10.12.2021 №2578 отказал в предоставлении земельного участка, расположенного на территории садоводческого некоммерческого товарищества посредством утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав, что для перераспределения земельного участка с кадастровым номером *** требуется проект межевания территории садоводческого товарищества «***», утвержденный решением общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества.

Принимая решение по заявленным административным истцом требованиям, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №217-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства (ст.23 данного Федерального закона).

В соответствии с п.8 ст.3 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территорией садоводства признается территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории (ч.4 ст.23 Федерального закона №217-ФЗ).

Аналогичная норма была предусмотрена ст.32 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего до вступления в силу Федерального закона №217-ФЗ.

Согласно подп.2 п.3 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.

Пунктом 4 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность включать в договор безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным некоммерческой организации для ведения садоводства, обязательство этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Федеральный закон №217-ФЗ не предусматривает обязанности для ранее созданных товариществ обеспечивать подготовку документации по планировке территории. Для таких организаций частью 28 статьи 54 Федерального закона №217-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории садоводства или огородничества, границы такой территории определяются:

1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в ч.1 ст.54 Федерального закона №217-ФЗ, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;

2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» некоммерческой организации, указанной в ч.1 ст.54 Федерального закона №217-ФЗ, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

Кроме того, согласно ч.25 ст.54 Федерального закона №217-ФЗ утвержденные до дня вступления в силу данного закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, созданных до вступления его в силу, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.

Частью 6 статьи 23 Федерального закона №217-ФЗ предусмотрено, что в границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества наряду с земельными участками, указанными в части 5 данной статьи (находящимися в собственности учредителей товарищества и составляющими единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования), включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества.

В соответствии с государственным актом №УЛО19-39657, выданным на основании решения Главы администрации Ульяновского района от 24.12.1993 №693, садоводческому товариществу «Ветеран» предоставлено в коллективную совместную собственность 36,50 га для целей коллективного садоводства.

Согласно схеме СНТ «Ветеран» (Северный массив) испрашиваемый административным истцом земельный участок находится на территории садового товарищества.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона №217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества в числе прочего относятся: одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества; распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, оценив приведенные нормы права в их совокупности, суд в решении пришел к верному выводу, что образование в границах территории садоводства земельного участка путем перераспределения с землями, находящимися в государственной собственности, возможно при наличии решения общего собрания членов соответствующего товарищества.

Поскольку такое решение административным истцом в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не было представлено, административный ответчик правомерно отказал в удовлетворении заявления Бурлакова С.Ю. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Доводы административного истца в апелляционной жалобе о неверном применении норм материального права являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бурлакова Сергея Юрьевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.06.2022.