Судебный акт
О взыскании задолженности по ТКО
Документ от 21.06.2022, опубликован на сайте 01.07.2022 под номером 100245, 2-я гражданская, о взыскании задолженности за коммунальную услугу, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0024-02-2022-000081-06

Судья Лёшина И.В.                                                                              Дело №33-2200/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           21 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Коротковой Ю.Ю.,

судей Камаловой Е.Я., Костенко А.П.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2-130/2022 по апелляционной жалобе Белоусовой Елены Николаевны на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 3 марта 2022 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс»  удовлетворить.

Взыскать с   Белоусовой Елены Николаевны в пользу общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» задолженность за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 в размере 36 681 руб. 60 коп., пени за период с 12.02.2019 по 12.01.2022 в размере 15 256 руб. 17 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1758 руб.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» (далее– ООО «Контракт плюс») обратилось в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Белоусовой Е.Н. о взыскании задолженности за предоставленную коммунальную услугу.

Требования обоснованы тем, что ООО «Контракт плюс» имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне № 2 Ульяновской области на основании соответствующего Соглашения, подписанного 25.05.2018 с Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. 

Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 20.11.2018 № 06-207 для ООО «Контракт плюс» был утвержден  соответствующий тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019. Таким образом, указанная услуга является обязательной  для всех потребителей (юридических лиц и граждан), расположенных в зоне деятельности регионального оператора № 2 Ульяновской области.   

Согласно ч.5 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008  № 641».

ООО «Контракт плюс» 30.11.2018 на своем официальном сайте – www.contraktplus.ru опубликовало предложение о заключении договора, сам типовой договор.  В пределах зоны регионального оператора по обращению с ТКО № 2 по адресу: ***, ответчик Белоусова Е.Н. в период с 28.12.2015 по 18.06.2021 осуществляла предпринимательскую деятельность в магазине «Магнат».

В нарушение действующего законодательства Белоусова Е.Н. уклоняется от заключения договора на обращение с твердыми коммунальными отходами, так как соответствующую заявку на заключение договора не подает, оплату по оказываемой услуге не производит.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области утверждены приказом Министерства развития конкуренции экономики Ульяновской области от 29.06.2017 № 06-77 и в соответствии  с п.2.2.1 приложения к приказу для продовольственных магазинов составляют  1,61 куб.м на 1 кв.м. По визуальному осмотру магазина ответчика установлено, что его  площадь ориентировочно составляет 20 кв.м. Таким образом, норма накопления на продовольственный магазин составляет 2,68 куб.м, исходя из расчета: 20 кв.м х 1,61 куб.м:12.

Согласно п.6 Типового договора потребитель оплачивает вышеуказанную услугу до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В период с января 2019 года по июнь 2021 года оплата коммунальной услуги ответчиком Белоусовой Е.Н. не производилась, в результате чего она допустила образование задолженности в размере 36 861 руб. 60 коп.  В этой связи произведено начисление неустойки за период с 12.02.2019 по 12.01.2022 в размере 15 256 руб. 17 коп.

Истец просил взыскать с Белоусовой Е.Н. задолженность по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами  за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 в размере 36 861 руб. 60 коп., пени за период с 12.02.2019 по 12.01.2022 в размере 15 256 руб. 17 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1758 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Белоусова Е.Н. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. 

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции не были выяснены все обстоятельства относительно наличия контейнерных площадок для сбора мусора в установленной законом доступности и оказания ей услуги по вывозу твердых коммунальных отходов. Отмечает, что в оказании данной услуги она не имела потребности, поскольку вид ее деятельности не подразумевал образование твердых коммунальных отходов. Полагает, что оплачивать данный вид услуг она обязанности не имела.

Кроме того отмечает, что взыскание с нее оплаты за данную коммунальную услугу привело к неосновательному обогащению ООО «Контракт плюс».

Также считает необоснованным и недоказанным факт правомерности начисления и размера пени за период с 12.02.2019 по 12.01.2022 в размере 15 256 руб. 17 коп.     

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу части  4 статьи 154 ЖК РФ  обращение с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО)  является коммунальной услугой.

Согласно пункту 1 Правил обращения с коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641», услуга по вывозу ТКО является коммунальной услугой.

В силу  пункта 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

25.05.2018 между Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО «Контракт плюс» (региональным оператором №2) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности № 2) (далее по тексту – Соглашение).

Согласно пункту 1 Соглашения региональный оператор в течение срока действия настоящего соглашения обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Ульяновской области (зона деятельности № 2) в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 № 50-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области» (далее - Территориальная схема), и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Таким образом, ООО «Контракт плюс» имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне № 2 Ульяновской области.

В соответствии с пунктом 2.1.5 Соглашения в зону деятельности регионального оператора № 2 входит, в том числе г.Новоульяновск, частью которого является с.Криуши. 

Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 20.11.2018 № 06-207 для ООО «Контракт плюс» был утвержден  соответствующий тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019.

На основании части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» (далее- Закона) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, указанная услуга является обязательной  для всех потребителей (юридических лиц и граждан), расположенных в зоне деятельности регионального оператора № 2 Ульяновской области.   

Согласно пункту 1 ст.24.7 Закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

На основании пункта 5 статьи 24.7 Закона договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Форма типового договора  на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства РФ  от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008  № 641» (далее по тексту  - Правила).

Пунктом 8(17) Правил предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из дела следует, что 30.11.2018 ООО «Контракт плюс» на своем официальном сайте – www.contraktplus.ru опубликовало предложение о заключении договора, сам типовой договор.

Кроме того, данная информация была опубликована в газете «Ульяновская правда» №89 (24.163) от 30 ноября 2018 года (л.д.38-39).

Следовательно, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «Контракт Плюс» и ИП  Белоусовой Е.Н., действовал на условиях типового договора и вступил в силу 01.01.2019.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 28.12.2015  по 18.06.2021 ответчик Белоусова Е.Н. в установленном законом порядке была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляла свою деятельность в продовольственном магазине по адресу: ***, то есть в пределах зоны регионального оператора по обращению с ТКО № 2.

Из дела следует, что ответчик Белоусова Е.Н. является собственником земельного участка  площадью 83 +/- 3 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** с видом разрешенного использования: «магазин». Право собственности зарегистрировано 26.04.2018.

Ей же на праве собственности принадлежит продовольственный магазин, площадью 36,8 кв.м, находящийся на данном земельном участке. Право собственности зарегистрировано 28.12.2015.

Судом установлено, что Белоусова Е.Н. в установленные законом сроки и порядке не направила ООО «Контракт Плюс» заявку в письменной форме о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ответчик ненадлежащим образом исполняла обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем за период с 01.01.2019 по 30.06.2021  образовалась задолженность, которая составляет 36 681 руб. 60 коп., истцом начислены пени за период с за период с 12.02.2019 по 12.01.2022 в размере 15 256 руб. 17 коп.

Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив нарушение ответчиком обязательств по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания образовавшейся задолженности в заявленном истцом размере.

С выводами суда соглашается и  суд апелляционной инстанции, поскольку они достаточно мотивированы, основаны на нормах материального права, приведенных в судебном постановлении.

Доводы ответчика об отсутствии в районе расположения принадлежащего ей магазина «Магнат» контейнерной площадки для сбора мусора, недоведения до нее информации  о графике вывоза  твердых коммунальных  отходов, отсутствия  самих твердых коммунальных отходов выводов суда по делу не опровергают.

Согласно пункту 1.1 типового договора, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услугу Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

На основании пункта 5.1 типового договора, учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объёма контейнеров, установленных в местах накопления твёрдых коммунальных отходов и используемых только Потребителем, а в случае отсутствия индивидуальных контейнеров - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 2.4 типового договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Согласно расчету истца расчет объемов ТКО и, соответственно, стоимости услуг произведен истцом, исходя из норматива накопления ТКО в размере 1,61 куб.м на 1 кв.м (норматив для продовольственных магазинов), торговой площади - 20 кв.м  и единых тарифов на услугу регионального оператора.

Данный расчет судом  был проверен,  ответчиком не оспаривался.

Допустимых и достоверных доказательств  отсутствия в спорный период у действующего продовольственного магазина, принадлежащего ответчику, ТКО, доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов ответчиком суду предоставлено не было.

Доводы ответчика об отсутствии поблизости контейнерных площадок опровергаются представленной ответчиком по запросу судебной коллегии  информацией.

В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области, утвержденной приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019 №55, в с.Криуши г.Новоульяновска предусмотрено 15 мест накопления отходов, на которых установлено 29 контейнеров, в том числе по ул.Затон, д.22, д.33.

Постановлением администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 29.03.2021 №173-П был утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласно которому в селе Криуши предусмотрено уже 21 место накопления ТКО, в том числе по ул.Затон возле домов №№22, 37, 55, 59. Письменное актирование услуг по вывозу отходов с общих контейнерных площадок не производится, вывоз осуществляется регулярно в соответствии с нормами законодательства.

Само по себе отсутствие договора на оказание услуг не является основанием для освобождения регионального оператора от оказания соответствующих услуг в соответствии с типовым договором и соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, также как и для освобождения потребителей от оплаты таких услуг.

Доводы ответчика о том, что истец не высылал в ее адрес платежные документы, выводов суда по делу не опровергают, поскольку указанные факты не освобождают ответчика от обязанности по своевременной оплате услуг по обращению с ТКО.

Согласно п.7.2 типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

На основании пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

На основании  пункта 72 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», если уменьшение неустойки допускается по инициативе суда, то вопрос о таком уменьшении может быть также поставлен на обсуждение сторон судом апелляционной инстанции независимо от перехода им к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (части 1 и 2 статьи 330 ГПК РФ, части 1 и 2 статьи 270 АПК РФ).

Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования.

Наличие оснований для снижения и определения критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.

Критериями установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.

Как следует из апелляционной жалобы ответчика Белоусовой Е.Н., она  полагает  размер  взысканной судом пени, составляющей практически половину задолженности, несоразмерным.

С учетом вышеприведенных норм права и разъяснений по их применению, судебная коллегия полагает возможным снизить размер пени  до 7000 руб., учитывая, что степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, оценка указанного критерия отнесена к компетенции суда и производится им по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех обстоятельств дела.

Судебная коллегия при этом учитывает заявленный период просрочки и несоразмерность заявленной истцом к взысканию с ответчика пени последствиям нарушения обязательств.

В силу статьи 98 ГПК РФ размер взысканной с ответчика госпошлины подлежит снижению до 1510 руб. 45 коп.

С учетом изложенного,  на основании части 1 статьи 330 ГПК РФ,  решение суда подлежит изменению в части взыскания с Белоусовой Е.Н. пени и госпошлины со снижением  размера пени до 7000 руб., а размер госпошлины – до 1510 руб. 45 коп.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 3 марта 2022 года в части взыскания с Белоусовой Елены Николаевны пени и госпошлины изменить, снизив размер пени до 7000 руб., а размер госпошлины – до 1510 руб. 45 коп.

В остальной части апелляционную жалобу Белоусовой Елены Николаевны   оставить  без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июня 2022 года.